Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Омский государственный технический университет
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого молодого человека и он не в праве перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает так, что период учебы связан с неправильным образом жизни, а именно: вредными привычками, гиподинамией, перееданием. И студент уже к 20-25 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда он начинает задумываться о своем здоровье.
Период обучения в вузе является самым благодатным, студенты считают, что здоровье будет всегда, т.к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны «поставлять» здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.
Какой бы современной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться, начиная с раннего возраста.
Обратимся к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, и убедимся, что здоровье каждого из нас зависит от:
состояние медицины - на 10%;
влияние экологических факторов - на 20-25%;
генетических факторов - на 20%;
условий и образа жизни - на 50%.
Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с вузовской средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами студента, его «самоорганизацией, самодисциплиной, саморазвитием».[1]
Выбранный образ и стиль жизни на период пребывания в вузе корреляционно связан и с главным компонентом учебно - трудовой деятельности студента - умственной работоспособностью, что конкретно отражается с формированием граней личности.
Условия обучения и жизнедеятельность студенческой молодежи далеко не идеальны. Загруженность в течение семестра в пределах 6-9 часов ежедневно, и не менее 12-16 - в периоды сессии, в результате которой в организме человека накапливается усталость, и студент, едва справившись с интенсивными перегрузками экзаменационной сессии, не восстановившись в каникулярное время, постоянно находится в состоянии недосыпания, утомления, сниженной работоспособности. Комплексаторные и реабилитационные системы не справляются, особенно в период нервно - эмоциональных напряжений, со своими задачами, что корреляционно связано с уровнем усвоения учебного материала и успеваемости.
Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных личностных качеств будущего специалиста на основе примера, эталона, профессионального идеала, в образе которого должны найти отражения и ценности физической культуры: здоровье, стоматический облик, функциональное состояние, психофизические способности и др. Естественно, что такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузах как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности. Гармоничное сочетание интеллекта физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития.
Естественно, что наша современная действительность, социально-экономическая база, материальное обеспечение не оправдывает социальных ожиданий, однако то, что имеется, уже достаточно для широкого диапазона использования средств физической культуры студенческой молодежью.
В настоящее время установлено, что 55-75% первокурсников вуза аномальны по состоянию здоровья. До 10-15% их зачисляется в специальные медицинские группы. Так же нами было установлено, что студенты довольно необъективно оценивают свое здоровье. Так, здоровье плохим считает всего 2,5% занимающихся в основной группе, и 19,1% тех, кто зачислен в специальные медицинские группы.
Определились существенные связи (Р<0,01-0,05) между самооценкой и частотой курения, продолжительностью ночного сна, участием в физкультурно - спортивной деятельности.
Наиболее высокие оценки здоровья по тестам оказались у студентов, у которых длительность ночного сна 7-8 часов в сутки, которые соблюдают режим питания и регулярно занимаются спортом или самостоятельной системой физических упражнений, выполняют закаливающие процедуры.
Исходя из этого должны определяться конкретные задачи кафедр физического воспитания, детерминированные состоянием здоровья и соответствующими его последствиями. Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, что наиглавное, в обучении технологии и широкого использования этих средств в будущем, мотивации к стилю жизни, совершенствования здорового образа жизни, формированию личности, развитию интеллекта, осознание своего внутреннего «Я» и выбора морально - нравственной позиции в социуме.[2]
Это определяет задачи образовательного плана: теоретические и методико - практические задания, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно и осознано составлять и использовать развивающие и реабилитационные комплексы и упражнения.
Разумное, на наш взгляд, воспользоваться апробированной рекомендацией, смысл которой заключен в продуманном планировании на 3-5 лет, на период обучения; составление широкой, но приемлемой программы самосовершенствования, основные положения которой должны быть нацелены на укрепление здоровья.
Главными направлениями совершенствования своего «Я», имеющими непосредственное отношение к здоровью, на наш взгляд, являются следующие:
рациональное использование в условиях периода обучения режимов труда, отдыха, сна с учетом индивидуальных особенностей организма биоритмов;
определение мотивационной цели, устремление к достижению ее, при этом проявление волевых качеств, воспитание морально-нравственных ценностей в повседневной жизни;
обучение умениям и навыкам управления своим телом, организмом, эмоциями и чувствами;
разумное использование средств физической культуры и спорта для физического самосовершенствования и укрепления здоровья;
обучение приемам и освоение основ закаливания и рационального питания;
обучение конкретным способам оказания доврачебной медицинской помощи себе и пострадавшему.
Естественно, что итоговой стороной выполнения программы будет комплекс приобретенных жизненно необходимых знаний, качеств, умений, навыков составляющих весомейшую часть положительных черт человека и естественно, профессиональных знаний.
1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.,2000.
2. Бароненко В.А., Люберцев В.К., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. Екатеренбург,2001.