Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Филиал РГГУ в Кирове
Главной миссией современной семьи и школы является целенаправленная деятельность по формированию новой ценности – ценности здоровья у молодежи. Осознание этой ценности всегда присутствовало у граждан нашего общества среди старшего поколения. В настоящее время в условиях демографической ситуации с одной стороны и с омоложением ряда заболеваний, которые ранее не были известны молодым, возникает насущная потребность «создать моду» не только на здоровый образ жизни (это уже принимает значительная часть молодежи), но и мода на осознание ценности здоровья.
Проблемы формирования ценности личности относятся к компетенции образования, точнее педагогики. Что же мы «имеем» в области методологии, теории и практики в педагогике по данному направлению?
Первым вопрос о взаимосвязи экологии и педагогики теоретически рассмотрел д.п.н., академик В.А. Ситаров. В соавторстве с В.В. Пустовойтовым он заявил о новом направлении междисциплинарных исследований на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин – социальной экологии. Основные разделы исследований были представлены в учебном пособии «Социальная экология» (2000г.). Здесь он наметил элементы «экологической педагогики», к которым относятся: формирование экологической культуры личности, экологизация образования, специфика экологического образования и воспитания. Данное пособие увидело свет и в среде электронных учебных изданий. С этого периода времени в городах, где авторы имели научные связи, диссертанты начали проводить исследования по отдельным аспектам формирования экологической культуры у молодежи. Но большинство из них до сих пор касается определения специфики педагогического процесса в соответствии с возрастными категориями, типами или видами образовательных учреждений. Эти исследования ценны тем, что содействуют разработке методики экологического обучения и воспитания, но в русле целей, заявленных авторами.
В 2004 году в педагогике предпринята иная попытка обращения к междисциплинарным исследованиям в области экологии. Б.Т. Лихачев д.п.н., академик РАО в рамках научной темы Государственного научно-исследовательского Института семьи и воспитания разработал уникальное учебное пособие с позиций психофизиологии, но в рамках нового направления науки – педагогической экологии. В центре его внимания находятся проблемы соотношения нормы, отклоняемости (девиации) и аномальности в развитии личности. Доминантой развития по его мнению становится воля к жизни, как нормальное соотношение поступающей человеку психоэнергии, так и в процессе переработки, передающей биоэнергии, но с учетом уровня развития социальной, физической, духовной культуры человека. Б.Т. Лихачев обратил внимание на биологические, в том числе и космические источники питания человека. В не меньшей мере он рассматривает и влияние социальной среды, пытаясь установить соотношение биологической и социальной природы человека. Продолжая тему своих предыдущих исследований в области философии самовоспитания он опирается на философские законы и категории соотношения противоречий в психическом пространстве человека. Он отмечает, что экологическая культура относится к числу системообразующих направлений оптимизации личности. Однако автор исследований основное внимание уделил теоретико-методологическому аспекту проблемы. В 2009 году Институт семьи и воспитания Российской академии образования предложила ранее неопубликованные работы автора для системы дополнительного образования. Здесь интерес представляет разработанная автором структура экологической культуры личности.
Проблемы взаимосвязи здоровья и экологии личности через призму Безопасности образовательной среды рассматривает группа сотрудников Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Но главное внимание уделяется Здоровью окружающей ребенка среды, поэтому авторы вводят новое понятие – комплексная безопасность образовательного учреждения как извне ( социальный, природный, техногенный характер), так и изнутри, опираясь на феноменологическое направление философии при разработке концептуа льных положений (В.В. Рубцов, И.А. Баева, Ю.М. Забродин).
Ведущие специалисты в области жизнесберегающей концепции здоровья ФИРО ( Н.Н. Каргин, В.Д. Диденко, Е.А. Сигида) принимают за основу трактовку ВОЗ: здоровье – это полное физическое, социальное и духовное благополучие. В то же время их прежде всего интересует способ деятельности, т.е проявление здоровья и экологии личности в повседневном поведении. Именно ФИРО выступило инициатором и организатором Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования и Первого Всероссийского Форума «Здоровьесберегающее образование» (3-4 декабря 2009г.) с целью реализации Национального Плана Правительства РФ. Тем самым подтвердив свое стремление внести в антропологическое измерение российского государства экологических характер современной экономики и, конечно, антропоэкономики.
Параллельно в течении двух десятилетий вопросы здоровья были предметом пристального внимания представителей поколения педагогов – новаторов. Искреннюю заботу о состоянии здоровья детей проявляли Ш.А. Амонашвили и его единомышленник
(доктор Айболит России) – главный врач детского санатория в Анапе А.А. Дубровский. Он более 20 лет назад обнаружил влияние атмосферы отношений в учебном заведении на рост числа хронических заболеваний ребенка. Они считают, что в центре внимания человека должно быть Здоровье Духа личности, ее возвышение, устремленность (что сближает в какой- то мере эти идеи с Б.Лихачевым, но лишь на первый взгляд). В центр отношений людей Ш.А. Амонашвили ставит ЛЮБОВЬ к Ребенку.
Среди наиболее распространенных здоровьесберегающих образовательных систем и технологий в нашей стране – это доказавшие свою эффективность системы обучения и воспитания Базарного, Кушнира, Щетинина.
Тем не менее наиболее перспективным направлением и новым с точки зрения истории науки является Ноосферное образование (автор Н.В. Маслова. МГУ, РАЕН). Главным принципом экологизации образования как системы образования в целом, так и Человека как системы является Целостное мышление, которое защищает саму природу человека на уровне интеграции деятельности обоих полушарий и «задает»весь ритм жизнедеятельности человека, обеспечивая скорее не комфортность, а резонанс с внутренней и внешней системой связей человека. На стороне данного направления здоровьеформирования, здоровьесбережения человека глубоко простроенная методология самоорганизующейся системы, теоретическое обоснование биоадекватного подхода к отбору содержания (даже при условии сохранения ГОСстандарта, ФГОС), нашедшего отражение в учебниках особого типа, биоадекватной методики и очень продуманной входящей и итоговой диагностики личности. Коллектив соавторов состоит из ученых разных научных направлений: психологи, географы, лингвисты, филологи, историки, физики, что обеспечивает высокий уровень объективности замерений и обработки результатов развития личности. И это самое важное, так как главным ресурсом современного государства и мерилом его конкурентноспособности является ЧЕЛОВЕК.