МБУЗ «Детская городская поликлиника №3» (г. Набережные Челны)
Главное, что характеризует сознание ребёнка в этом возрасте - возникновение единства между сенсорными и моторными функциями. Всё, что ребёнок видит, он хочет потрогать руками. Малыш бесконечно деятелен, бесконечно суетится, но деятелен он исключительно в конкретной ситуации, то есть делает лишь то, на что толкают его окружающие вещи. Именно притягательная сила вещей, аффективная заряжённость каждой вещи несёт в себе источник притяжения для ребёнка.
Своеобразие сенсомоторного единства, установленное экспериментальными работами А.Н. Левина (1982), характерно именно для данного возраста и заключается в том, что представляет собой не первичную рефлекторную связь, а связь через аффект.
По данным Л.С.Выготского(1932) сознавать вообще для ребёнка в возрасте с 1 года до 3-х лет ещё не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции ещё не дифференцировались, они действуют в сознании целостно, подчиняясь восприятию. Развитие психических функций ребёнка начинается с развитием восприятия. Если сознание работает на пользу восприятия то, очевидно, что самых высших успехов ребёнок достигает не в области памяти, а в области восприятия.
Малышей в этом возрасте отличает желание угодить родителям, подражать взрослым, их стремление к самостоятельности, а также адекватное развитие двигательных навыков, способность ходить. Основные эмоции связаны со стремлением к самостоятельности. Ребёнок в этом возрасте постоянно исследует границы окружающего его мира. К 1.5 годам стремление к самостоятельности ярко выражено в виде детского негативизма и духа противоречия.
Характер ребёнка легко определяется, родители могут предсказать его реакцию на определённые обстоятельства. Привязанность проявляется тем, что малыш не хочет расставаться с родителями, испытывает страх перед одиночеством и посторонними людьми. Приобретение самостоятельности происходит параллельно с усложнением двигательных навыков.
С 1,5 лет ребёнок способен мысленно представить предмет или действие. Становятся возможными игры с символами.
К 15 месяцам развивается противостояние большого пальца, возможность щипкового захвата позволяет манипулировать мелкими предметами и рисовать карандашом.
К 2-м годам большинство детей складывают до четырёх кубиков и уверенно держат в руках чашку.
К 18 месяцам дети способны указывать части тела, называя их. В конце второго года жизни постоянно прибавляются новые слова, и к двум годам использование имён существительных достигает кульминации для этого возраста - дети начинают связывать (два) слова в предложения.
В результате проведённого нами психологического обследования 140 малышей, прошедших 2 этапа пренатального воспитания, были выявлены следующие особенности: самостоятельно строили простейшие конструкции: башенку из десяти кубиков, накладывая один кубик на другой, поезд с трубой, собирали мисочки, вкладывая меньшую в большую, со словесной поддержкой 81% детей. Положительного результата достигали методом 1-2 практических проб. В 2 года называли основные цвета или повторяли за взрослыми. Обыгрывали построенные конструкции. Умели находить ошибки при выполнении задания и исправлять их. Различали понятия «большой», «маленький». Быстро и точно находили среди карточек 14 знакомых предметов, обозначающих фрукты, овощи, транспорт, игрушки, животных, одежду, обозначали картинки словом 87% детей. Они могли заниматься увлекательной деятельностью, не отвлекаясь 3-5 минут. Внимательно слушали стихи, сказки, потешки с 1 года. Хорошо понимали, запоминали и выполняли просьбы взрослого. При небольшой помощи взрослого рассказывали стихи 97% детей. Называли объекты, изображения, отвечая на вопрос «Что это?», называли своё имя, фамилию, отвечали предложениями из 2-3 слов с 1.5 лет 89% детей. У (83%) детей к двум годам появилась инициативная речь. Малыши очень любознательны, испытывают эмоциональное удовольствие, слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Проявляют восторг при выполнении танцевальных движений, с радостью подпевают, если слышат знакомые песни. Дети очень общительны, эмоционально отзывчивы, комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников. Малыши с 1 года держат карандаш, с 1,5 лет чертят прямые вертикальные и горизонтальные линии, овалы по показу взрослого. С 1 года 88% знают последовательность рисования красками: сначала опускают кисточки в баночку с водой, затем - в краски и только после этого начинают водить ею по бумаге.
Адаптация этих малышей проходила быстро и совершенно безболезненно. Они с первого дня с удовольствием оставались в детском саду. Расставание с родителями не сказывалось ни на аппетите, ни на сне, ни на настроении.
Литература:
1. Айванхов О.М. Воспитание до рождения – С.Пб,1992, с 175.
2. Баранов А.А. и соавт. Здоровье детей России. –М:Медицина, 1999, с 273.
3. Башина В.М., Симашкова Н.В. Критические периоды онтогенеза и их связь с психическими расстройствами.-М.,1999.
4. Лазарев М.Л. Сонатал «ИМО» Творческая педагогика: М.П.»Новая школа»,1993, с 38.
|