ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Автор Белякова М.Б
23.01.2010 г.
Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Белякова М.Б., Лещенко Д.В., Дьячкова Л.Я.
Тверская государственная медицинская академия (г.Тверь, Россия)
Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов стремится к тому, чтобы дать интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения по определенной дисциплине. Приоритетными целями внедрения рейтинговой системы в российских вузах являются стимулирование и активизация текущей работы студентов, обеспечение четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса, мотивация студента к системной работе [Положение о рейтинговой системе… БГЭУ, 2007]. Таким путем предполагается повысить объективность итоговой экзаменационной оценки, усилив ее зависимость от результатов текущей работы студентов в течение семестра.
Основные модели, применяемые в российских вузах, построены по накопительному типу или по принципу среднего балла [О рейтинговой системе… Казанского ГМУ, 2005; Положение о рейтинговой системе… БГЭУ, 2007; Положение о балльно-рейтинговой системе Волгоградского ГМУ, 2007], так как они наиболее соответствуют привычной системе оценок. Система включает подсчет и учет баллов, полученных студентами в течение семестра на лекционных, практических, лабораторных и семинарских занятиях, оценку по индивидуальной (письменной контрольной) работе и экзаменационную оценку. Контроль может осуществляться в виде письменных работ, тестов, в форме коллоквиумов, устных фронтальных опросов и др. Хотя выставление рейтинга задумывалось как текущий счет, не подлежащий последующей переоценке, сложившаяся в большинстве российских вузов система отработок нашла свое отражение и в балльно-рейтинговых моделях [Положение о рейтинговой системе…ИАТЭ, 2007]. Положения о рейтингах предусматривают повышение балла путем повторной сдачи модульных элементов. Для того, чтобы модель учитывала своевременность работы студента, вводятся понижающие коэффициенты по отработкам [О рейтинговой системе… Казанского ГМУ, 2005]. Большинство рейтинговых систем определяет максимальный балл за семестр по одной дисциплине как 100, при этом распределение удельного веса экзаменационного ответа колеблется между 40 и 60 баллами [Положение о рейтинговой системе…БГЭУ, 2007; Положение о балльно-рейтинговой системе… СПбГМУ им. Павлова, 2007]. Положительная итоговая оценка, складываемая из баллов за семестр и ответа на экзамене, требует суммы не ниже 60 баллов (табл. 1).
Табл.1. Балльная система рейтинга некоторых вузов (максимальный балл по различным позициям):
Вуз
Текущий контроль (семинарские,
практические занятия)
Промежу-точный (рубежный
контроль): коллокви-умы, контроль-ные работы, тестиро-вание
Бонусы и др.
Дополни-тельно в зачетную
неделю (возмож-ность отработки)
Допуск
Итого-вый (зачет или экзамен)
«Автомат»
ИАТЭ, 2007
25
30
30 для набрав-ших 55-60 баллов
35
35
40
Благодаря бонусам,
пропорцио-нально баллам за семестр
55
ММА им.Сече-нова, 2006
16-32
18-36
Самост. работа 8
20
40
60
Волго-градский ГМУ, 2007
60-100
30
60
25-40
От 60
БГЭУ, 2007
20
20
60
40
СПбГМУ им Павлова, 2007
60
40
Таким образом, рейтинговый контроль, на первый взгляд, удобен четким ранжированием значимости различных видов деятельности, объективизацией контрольных функций преподавателя и стимуляцией учебной активности студентов. Однако учет баллов нескольких десятков студентов, который ложится на одного преподавателя, является объемной технической работой. Имеют место попытки ввести автоматизацию тестирования и подсчета рейтинга обучаемых [Внедрение автоматизированной балльно-рейтинговой системы…ММА им. И.М.Сеченова, 2008], но в большинстве случаев в ведомости успеваемости не входит открытый подсчет, а только суммы за промежуточные модули, отсюда преподаватель в большей степени вместо дотошной калькуляции использует премиальную систему.
У кафедры биологической химии Тверской ГМА есть опыт практики рейтинговой оценки студентов, которая была предпринята с целью сравнения преимуществ новых подходов со сложившимся порядком контроля за успеваемостью. Оказалось, что минимум желательных позиций оценки (присутствие на лекциях и практических занятиях, теоретическая подготовка к занятию и практическая работа на нем) отразить в рейтинге каждого студента – непосильная, с точки зрения преподавателя со средней нагрузкой, практическая задача даже при простейшей системе расчета баллов. Их выставление и подсчеты требуют огромного количества времени как на занятии, так и после него.
На кафедре биологической химии Тверской ГМА используется традиционная система оценки знаний студентов, где находят применение элементы рейтинговой системы. Еженедельно успеваемость студентов оценивается по 4 позициям: фиксирование посещений лекции (1) и занятия (2), письменный или устный контроль подготовки по теоретическим вопросам (оценивается по 5 балльной шкале (3)), что можно обозначить как текущий контроль. Если на занятии предусмотрена лабораторная работа, то выполненная и оформленная работа принимается преподавателем по системе зачет-незачет (4). Другой тип занятий, такой как итоговое, по отдельной большой теме (модулю), выполняет функцию промежуточного контроля и также оценивается по 5 балльной шкале. Наша система также предусматривает поощрительные баллы, повышающие оценку на промежуточном контроле или экзамене, например, за лучшие реферативные доклады или участие в научно-исследовательской деятельности кафедры, в студенческих научных конференциях. Экзаменационная оценка состоит из 3-х компонентов, являясь их средним арифметическим: 1) средняя оценка по итоговым занятиям в течение года, 2) баллы за решение тестовых заданий 3) оценка по ситуационным задачам. Последние два компонента также оцениваются по пятибалльной шкале. Таким образом, наша система оценки устроена как рейтинг «по принципу среднего балла». Ее главным преимуществом является существование возможности конвертирования успеваемости студента в семестре в его экзаменационную оценку и, тем самым, снижение влияния лотереи на экзамене.
Мы можем подтвердить выводы наших коллег из ММА им. Сеченова о том, что для реализации программы обеспечения качества образовательной деятельности в вузе необходимо использование также и традиционных методов организации учебного процесса для контроля и обеспечения его качества, т.е. исключение дублирования учебной документации новыми формами. В связи с этим хочется отметить, что сложившаяся на нашей кафедре система контроля, сохраняя традиционную балльную форму, в то же время успешно выполняет часть задач рейтинговой. Как все продвинутые педагогические технологии, она помогает студенту заработать в семестре часть своей экзаменационной оценки.
Таким образом, анализ действующей на кафедре биологической химии Тверской ГМА практики оценивания студентов показал, что элементы рейтинговой системы существуют и используются, различаясь, по сути, лишь формальным балловым выражением.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99