Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Башкирский государственный университет (г. Уфа, Россия)
Анализ методологических подходов к проблеме ценностей предполагает выявление основных методологических подходов к теории ценностей, определение классификации ценностей, выявление роли социальной системы ценностей в современном обществе.
Анализ теории ценности показывает, насколько неоднозначно может быть их понимание. Различные философские направления определили следующие подходы к развитию теории ценностей. Эти направления представлены М.С.Каганом в работе «Философская теория ценности».
Среди западных исследователей А.Эдель во вступительной статье к сборнику "Ценности и теории ценности в ХХ веке в Америке" определяет три таких направления аксиологических исследований: идеалистическое, натуралистическое и прагматическое. А.Мессер разделяет на: "феноменологическое (Макс Шелер)", "идеалистическое (Генрих Риккерт)", "идеалистически-реалистическое (Гуго Мюнстерберг)" и "реалистическое (А.Штерн)" [1, с. 23].
Л.Н.Столович увидел в аксиологии Европы и Америки ХХ века семь течений: психологическое, натуралистическое, социологическое, логико-семантическое и семиотическое, объективно-онтологическое и феноменологическое, экзистенциалистское и теологическое. В российской философии он выделил так же несколько направлений. « Тот факт, что русская философская мысль трактовала ценности теологически или позитивистски, свидетельствует о том, что теория ценностей была теологической или позитивистской, как впрочем, и неокантианской, и феноменологической, и марксистской...» [2, с. 157].
В. Веркмайстер в работе "Исторический спектр теории ценности" выделил еще большее количество подходов к теории ценностей: утилитаристский, экономический, эмоционально-интуитивистский, метафизический, персоналистский, психологогенетический, феноменологический, инструменталистский, релятивистский, эмпирико-познавательный, лингвистический и др. [1, с.23-24].
Свою классификацию теории ценностей, представил М.Каган. Он считает, что все учения о ценностях делятся на две дифференцирующие силы: одна кроется в специальных интересах разных наук к феномену ценностей, с другой стороны, аксиологические учения различаются по лежащим в их основе методологическим и мировоззренческим принципам [2, с.24].
Отечественный философ науки Т.Любимова выделяет также три направления: теоретический социологический, метафизический (или методологический) и негативно-критический.
М.Киссель выделяет ведущие типы теории ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм [80, с. 23].
Как видим, существует большое разнообразие направлений исследования ценностей. Среди их методологического множества при анализе проблемы ценностей мы выделяем следующие, на наш взгляд наиболее перспективные:
1)феноменологический;
2)cоциологический;
3)экзистенциалистский;
4) синергетический;
5) позитивистский (неопозитивистский);
6) персоналистический онтологизм;
7) социокультурный подход;
8) прагматический;
9) бихевиористский;
10) социально-психологический;
11) постмодернистский.
12) герменевтический
Мы являемся сторонником социокультурного похода. Но у каждого из подходов есть свои достоинства и недостатки. Проанализируем некоторые из подходов. Проанализируем каждый из подходов. Первый из них - феноменологический, представлен немецким философом Максом Шелером.
М.Шелер (1874-1928) - один из основоположников философской антропологии и «социологии знания», обращается к возрожденному и обновленному христианству, противопоставляя его современному мировоззрению с характерным духом приобретательства и подчинения мира. В противоположность западному рационализму Шелер разрабатывает особую «логику сердца». Так, любовь и ненависть обладают познавательным потенциалом для открытия подлинной сущности бытия. Лишь равнодушие уводит человека от подлинного познания мира вещей. Познание ценностей вещей осуществляется через интенцию, которая является актом восхождения, сопровождающейся мгновенным прозрением высшей ценности объекта. «Любовь и ненависть- это, прежде всего акты, в которых происходит расширение или сужение царства ценностей, доступного существованию данного существа [1, с. 188]. Причем, специфика любви в том, что она направлена на личность как носителя ценности, но не на личность как таковую. Для Шелера характерен дуализм мира: с одной стороны, это бытие ценностей, с другой, - наличие реального бытия. По Шелеру ценности - это объективные качественные .феномены, независимые от сознания субъекта и от предметов, в которых они являются. Ценности имеют своих носителей. Это люди и вещи. Сами они имеют космическое начало. Ценность насквозь проникает, например, в материальные блага. Создает единство всех благ, а также целостность и внутреннюю структуру их.
Шелер подчеркивает объективную природу ценностей, иногда идеализируя их. Так, по Шелеру, ценности имеют действующее начало, а субъект остаются пассивным.
Для Шелера ценности могут классифицироваться по разным основаниям, в этом и состоит сложность данной проблемы. Макса Шелер вводит понятие "сущностные зависимости" (Wesens zusammenhangen), которые не зависят от вида и качества ценностей так же, как и от идеи носителя ценностей и основаны на ценностях как таковых [1, с. 189].
По своей природе, исходя из формальных сущностных зависимостей, ценности распадаются на два класса: положительные и отрицательные.
Шелер внес большой вклад в определение видов ценностей. Вид и качественное своеобразие ценностей Шелер связывает с их носителями. Такие ценности как этические ценности не связаны с вещами, а только с личностями. Для него добры и злы только личности, а поступки, проявляющиеся в деятельности разных личностей, не соответствуют приятным и полезным вещам. Этические ценности - ценности реальных носителей. Другой вид ценностей - эстетические ценности для Шелера есть ценности 1) предметов, вещей; 2) предметов, реальность которых дана как видимость (искусство); 3) предметов, отличающихся реальными образами. Витальные ценности или ценности жизни у Шелера анализируются через такие понятия как "благородное" (edel) - "подлое" (или "плохое" - gemlin). Они характерны для живых существ, но не предметов [2, с. 189].
Важнейшей материальной зависимостью между ценностями является их иерархия, то есть строгая градация высокого и низкого порядка. Все ценности могут быть объединены в особую сущностную систему и выступают в строго определенной градации по отношению друг к другу. То, что одна ценность находится выше другой схватывается, в понятии «предпочтения» (Vorzien). Градация ценностей дается в самом предпочтении. Там же, где избираются низшие ценности, имеет место ошибочное предпочтение. Для Шелера предпочтение - эмоциональный акт, оно автоматически инстинктивно. Иерархия не производна, она "схватывается" заново в актах предпочтения. Существует "интуитивная очевидность" предпочтения, которую не заменяет логическая конструкция.
Иерархия ценностей у Шелера имеет следующий вид.
1. Ряд ценностей приятного и неприятного, удовольствия и боли. Это - релятивы чувственной организации живых существ.
2. Ряд ценностей витального чувствования - состояние (чувства) здоровья и боли, силы и усталости. В качестве инстинктов ответной реакции - отвага, страх, импульс мести, гнев.
3. Ряд духовных ценностей, их особость, оторванность от всей сферы телесного, отрешенность от окружающего мира. У Шелера их три вида: а) эстетические; б) справедливые и несправедливые (законные не законные); в) ценности чистого познания. В качестве ценностей "средства" здесь выступают ценности культуры, а в качестве ответных реакций «нравится - не нравится», «хвалить – порицать», «уважать – не уважать» [1, с. 191].
Данная классификация М.Шелера получает свое развитие в истории культуры, в частности, в такой теории, как теория локальных цивилизаций и культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Его концепция - теория локальных культур. Это новый взгляд на историю как совокупность замкнутых в себе локальных культур. Каждая культура совершает предназначенный ей судьбой цикл рождения, расцвета, умирания. Цивилизация характеризуется им как господство интеллекта над инстинктам, мертвой природы над жизнью, техники над сферами духовного творчества - искусством, религией, философией, т.е. как противоположность культуры, ее умирание. Шпенглер проводит аналогию между развитием культуры и развитием живого организма. Жизненный путь каждой культуры направляет судьба, а конкретное содержание определяется согласно Шпенглеру «душой» культуры.
В дальнейшем это приводит к разделению естественных и гуманитарных наук, а позже - к кризису гносеологии. Социологический подход к теории ценностей мы видим у Э.Дюркгейма. Э.Дюркгейм (1858 - 1917) - выдающийся французский социолог определял ценности как "коллективные представления", возникшие на основе кооперации и солидарности людей. Для него ценности это и то, что удовлетворяет потребности людей. Так, определяя ценность цивилизации он отмечает: «Что же касается нас, то мы знаем, что область этики не так неопределенна ... цивилизация не имеет сама по себе абсолютной ценности: цену ей придает то, что она соответствует определенным потребностям» [1].
Другим представителем социологического подхода является Макс Вебер (1864-1920). Его теория идеально-типических конструкций есть иная трактовка классификации ценностей. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая
идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов выступают моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей. Идеальные типы выполняют функцию внесения целесообразности в поведение людей. М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный [2, с. 43]. С этими типами он отождествляет свое понимание ценности. "Назначение конструируемой здесь схемы состоит, конечно, в том, чтобы служить идеально-типическим средством ориентации. При этом отдельные сферы ценностей даны, как легко заметить, в такой рациональной целостности, в какой они в действительности редко выступают, но выступать могут и в исторически существенном проявлении выступали. В тех случаях, когда то или иное историческое явление некоторыми своими чертами или по своему общему характеру приближается
к одному из этих построений, конструкция позволяет как бы установить типологическое место такого явления путем определения его близости к теоретически
конструированному типу или удаленности от него" [3, с. 30].
М.Вебер выделяет и дает теоретическое обоснование так называемому "ценностному суждению": "Ценностное суждение означает, что, вынося его, я занимаю по отношению к данному объекту в его конкретном своеобразии определенную конкретную "позицию"; что же касается субъективных источников моей позиции, моих решающих "ценностных точек зрения" то это уже совсем не "понятие", и тем более не "абстрактное понятие", а вполне конкретное, в высшей степени индивидуальное по своей природе сложное "ощущение" и "воление" или, в известных условиях, осознание определенного, так же вполне конкретного "долженствования". Когда я перехожу от стадии актуальной оценки объектов к стадии теоретико-интерпретативного размышления о возможных отнесениях их к ценности, то идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему есть преобразую данные объекты в "исторические индивидуумы", то это означает, что я, интерпретируя, довожу до своего сознания и до сознания других людей конкретную индивидуальную и поэтому, в конечном счете, неповторимую форму, в которой "воплотились" или отразились "идеи" данного политического образования, данной личности, данного научного произведения. ...Сформулируем это следующим образом: я отчетливо выявляю те точки данного сегмента действительности, которые допускают по отношению к нему возможные "оценивающие" позиции и оправдывают его претензии на более или менее универсальное "значение" [1, с.451].
"Капитал" Маркса, - объединяет со всеми другими комбинациями типографской краски и бумаги, которые еженедельно включаются в брокгаузовский перечень, то, что он является "литерной продукцией"; однако "историческим индивидуумом" его делает не принадлежность к определенному роду объектов, а нечто прямо противоположное - то совершенно неповторимое "духовное содержание", которое "мы" в нем обнаруживаем» [2, с.451].
Таким образом, методологические подходы к анализу ценность дали основание для развития множества направлений философской науки. К примеру
феноменологии, социологии, герменевтики, экзистенциализму и прагматизму. Они положили начало тому развитию общественных и гуманитарных наук. Способствуя развитию прогресса и общечеловеческой системы ценностей.
|