Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Башкирский государственный университет, кафедра философии и методологии науки г. (Уфа, Россия)
Философия - целостная мировоззренческая наука, способствует осмыслению мира человека и способствует развитию его сознания. Мировоззрение личности формируется на основе духовно-нравственной среды. Современное общество представляет собой различный конгломерат социокультурных образований.
Воздействие человеческого фактора на объективные процессы, способствует влиянию субъективных факторов на исторические процессы. Объективный анализ, сложившихся социально-политических и социокультурных отношений на данный момент в философии, ведется с точки зрения философии истории. Данный подход предполагает изучение духовных основ социокультурных групп в реальной ситуации, а так же объективный взгляд на те преобразования, которые сформировались в обществе. Такое исследование необходимо в связи с формированием сознания, которое бы способствовало особому отношению к малозащищенным слоям населения. А так же формированию законности и правозащитных механизмов всего общества.
Возникла задача формирования идеала высокой культуры. Необходимо обосновать возможность наличия критериев идеалов личности. В основе формирования мировоззрения современного человека лежат как материальные, так и духовные факторы. Изучив субъективные факторы развития общества, духовный мир человека, обратив внимание на то, каков уровень развития духовности человека, его представления о месте в мире, мы говорим о смысле жизни и возможностях осознания человеком собственного предназначения и самоопределения. В данной смысловой компоненте большое значение имеет ценностный фактор. Ценности играют определяющую роль в развитии идеала высокой культуры. Они упорядочивают действительность в сознании человека, вносят в его жизнь смысловые моменты и определяют социальную позицию той или иной личности. Современный человек отличается исключительными способностями к самоосмыслению.
Такое отношение определяется его внутренней зрелостью, отношением к жизни, потребностью к творчеству всем тем, что характеризует современный инновационный тип личности. Осознание человеком своего предназначения осуществляется через ценностное осмысление своего отношения к жизни. Такие понятия как смысл деятельности, социальная позиция, стремление к самовыражению – отличительные черты современной личности, но главное – умение распознать границу между добром и злом и выбрать наиболее оптимальный путь к совершенству. «Главное и самое высокое проявление внутренней зрелости человека, характеризующее его социальную исключительность и уникальность профессионализм, человеколюбие и благородство - это духовность, трудолюбие, развитие идеала высокой культуры» [1 с.10].
Необходимо преодолеть барьер между политикой и культурой, этнические и сословные предрассудки. Наряду с современными идеалами необходимо учитывать ценности предыдущих поколений, что соответствует вопросам: насколько изменился идеал современного человека. Извечный русский вопрос Кто виноват? И что делать? Необходимо дополнить вопросом о самоидентичности.
Понятие ценностей возникло в мифологическом сознании. В то время, когда человек стал выделять себя из природного мира, возникла необходимость защиты от природной стихии, стремление облагородить и улучшить окружающий мир. Такую роль сыграли ценности. Они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Ценности отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности, но так же способствуют процессу познания мира и человека. Наука и ценности имеют свои границы действия. Первая, опираясь на факты, констатирует то, что есть. Ценности обозначают желаемые аспекты вещей и идей. Они соответствуют представлениям о том, что должно быть в реальной действительности. Формируют некое пространство в сознании человека, способствуя развитию свободе выбора более высоких оснований в анализе этических категорий. Эпоха Возрождения, провозглашая ценности рационализма, отодвигает на второй план проблему ценностей, но не решает ее. Это особенно проявляется в эпоху кризисного состояния духовной и нравственной культуры. Решая проблемы, прежде всего духовного плана необходимо воплощать их в практику. И если обыденному сознанию присуще действие, затем придание вещам смысла, то теоретическое сознание стремится к абстрагированию и возведению действительной реальности в ранг идеалов, а затем сопоставление их с ценностными предпочтениями. В структуру ценностей входят нормы, оценки, идеалы, которые являются частью социокультурной жизни. Ценности выполняют прогностическую функцию в общественном сознании, предсказывая возможные варианты реализации будущего устройства мироздания. Проблема ценностей ставит перед человечеством множество вопросов. А именно, насколько реально их существование? Насколько человек должен или может соответствовать тем нормам, которые существуют? Процесс смены ценностей в обществе, как правило, длителен и непредсказуем. Традиционные ценности могут оказать мощное влияние на мир. Наряду современными ценностями, они продолжают определять не только общественное сознание, но и общественное поведение. Современные тенденции изучения ценности – формирование методологических подходов к исследуемому явлению.
1. Абишева А.К. «О понятии ценность»// Вопросы философии. № 4. 2002, с. 10.
|