Одной из отличительных особенностей современности являются огромные объемы информации, которые приходиться усваивать и перерабатывать человеку. Все это, безусловно, сказывается на состоянии здоровья. Не случайно в последнее время наблюдается у учащихся рост заболеваемости в школьные годы. Очевидно, радикальное решение может быть найдено только с организацией массовой профилактической просветительской работы в системе здравоохранения и просвещения. Наиболее серьёзные социальные проблемы здравоохранения, распространённые в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте. Медики отмечают, что большинство болезней взрослых уходят с корнями в детство, указывая на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальными действиями и поступками, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Недостаточное внимание образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательных школах и учреждений дополнительного образования к медицинским, гигиеническим и социально-психологическим проблемам детей, подросткам и юношества в значительной мере снижает общий уровень здоровья, а также успехи при получении образования и профессии.
На школу, как целостную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача – максимально возможного сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Известно, что здоровьесберегающее и здоровьеформирующее пространство должно создаваться в каждой школе, так как оно способствует получению желаемого качества образовательного результата. Образовательное учреждение только своими силами добиться стойкой положительной динамики не может, поэтому создание модели единого социального партнерства здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности – это грамотная стратегия развития образовательного учреждения.
Анализ физического и психического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется неуверенность в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологического дискомфорта. На протяжении последних лет в МОУ «СОШ № 60» проводился мониторинг состояния здоровья учащихся и профилактические мероприятия. Итоги обследования показали, что, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в уровне здоровья обучающихся по некоторым параметрам, как результат проделанной работы, определяется необходимость организации единого здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства в школе на основе объединения усилий педагогов, родителей, учащихся, врачей, психологов, социальных работников и других специалистов и служб.
В обществе отмечается усиление потребности формирования навыков здоровьесбережения и здоровьеформирования у подрастающего поколения. Не случайно проблемы сохранения здоровья школьников являются составной частью национального проекта развития образования, приоритетным направлением Президентской инициативы «Наша новая школа».
Основной целью разработки проекта «Социальное партнерство ради здоровья» в МОУ «СОШ № 60» города Ижевска (научный руководитель – Голубь Л. А. к.п.н. старший преподаватель кафедры управления и экономики образования ИПКиПРО УР) стало создание модели единого социального партнерства здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности участников образовательного пространства на основе полисубъектного и личностно-ориентированного подходов. Для достижения цели были поставлены и решались такие задачи, как формирование культуры здоровья участников образовательного процесса через организацию активной деятельностной среды; выработка эффективных форм сотрудничества с инфраструктурными учреждениями и организациями микрорайона, города.
Уникальность решения проблемы проекта заключается не только в поддержании здоровьесберегающей среды, но и в проектировании здоровьеформирующего пространства школы на основе привлечения школьников к активному участию в событийных мероприятиях, проводимых с учетом личностных возможностей и потребностей; здоровьеформирование и здоровьесбережение учащихся осуществляется через моделирование образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода; интеграции задач методической, психологической, логопедической, физкультурно-оздоровительной служб, задач внеурочной деятельности на основе полисубъектного подхода, включающего социальное партнерство.
В инновационном проекте «Социальное партнёрство ради здоровья» объединены усилия всех медицинских, социальных, просветительско-оздоровительных учреждений города для повышения уровня сформированности культуры здоровья среди учащихся, родителей и педагогов и распространения специальных знаний по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования. За время реализации проекта созданы и функционируют системы сотрудничества по всем направления деятельности: информационное, медицинское, психологическое, событийное, кадровое и управленческое. Их реализация происходит при активном взаимодействии школы с социальными, просветительно-оздоровительными учреждениями города.
Здоровью обучающихся в работе педколлектива МОУ «СОШ № 60» уделяется большое внимание. Благодаря объединению усилий педагогов, родителей, детей и при социальном партнерстве с другими организациями, работающими в данном направлении, привели к достижению положительных результатов. Практическая деятельность в рамках решения данной проблемы в школе направлена на создание единого социального пространства на основе взаимодействия образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и общественных организаций. Так при непосредственном руководстве и участии школы в микрорайоне Малиновая Гора города Ижевска был создан Координационный Совет по формированию здорового жизненного стиля населения. Это позволило объединиться муниципальным дошкольным учреждениям Ленинского района (детские сады № 219,170, 39), библиотеке им. Ф. Кедрова, КЮМ «Дельфин», ц. «Полет», детско-подростковому клубу «Бригантина», филиалу ФГУП УССТ № 8 – ИЗЯБ, общественной приемной депутата городской думы А.Г. Задоянного, специалистам центра «Семья» Ленинского района, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ленинского района.
В результате реорганизации воспитательно – образовательной работы на основе взаимодействия коллектив добился следующих результатов:
- создание модели социального партнерства;
- создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ценностного отношения к себе и своему здоровью, выработка навыков здоровьеформирующей жизнедеятельности;
- позитивное влияние на культуру микрорайона, формирование культуры социума, развитие гуманистических и демократических начал;
- оптимальный уровень культуры здоровьесбережения и здоровьеформирования участников образовательного пространства;
- разработка локальных программ сотрудничества;
- повышение уровня сформированности культуры здоровья педагогов, учащихся и родителей.
Опыт работы МОУ «СОШ № 60» обобщен и распространен в рамках Городской опорной школы Управления образования Администрации города Ижевска. Накопленный опыт по инновационному проекту «Социальное партнерство ради здоровья» стал основанием для разработки Программы эксперимента по теме «Оценка образовательных результатов как фактор нового педагогического целеполагания, релевантного происходящим изменениям». Оценку образовательных результатов предлагается рассматривать с позиций социального опыта как результата здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения.
|