Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Одним из важнейших видов профилактической помощи является медико-генетическая помощь, которая интегрирует в себе возможности и генетики, и психиатрии для обеспечения охраны генетического и психического здоровья. Медико-генетическая помощь – это коммуникативный процесс решения проблем, связанных с риском появления в семье наследственного заболевания. Целью медико-генетической помощи является снижение груза патологической наследственности и помощь в принятии правильного решения относительно данной проблемы [1]. Эффективность оказания медико-генетической помощи главным образом зависит от психологических мотивов поведения людей и факторов, влияющих на принятие решения, а также уровня информированности в вопросах генетики, психического здоровья и планирования семьи [4].
С целью выявления степени «генетической» информированности, особенностей мотивационной сферы личности и возможной связи между ними исследовали студентов средних курсов СибГМУ. В работе изучались 60 респондентов в возрасте от 18 до 20 лет. С помощью специальной анкеты исследовалась степень информированности среди респондентов. В данной анкете учтены такие аспекты, как знание о состоянии психического здоровья родственников, знания о роли наследственности в возникновении психических расстройств и существовании медико-генетических консультаций и их задач. Анкета содержала вопросы о принятии решений и осмысленности осуществления действий опрашиваемых [2]. Психологическое исследование проводилось с помощью тестов-опросников, измеряющих уровень мотивации достижения и мотивации одобрения в баллах [3]. Мотивация достижения является одним из ядерных свойств личности, определяет возможность достижения успеха, принятие правильных и своевременных решений. Уровень мотивации одобрения определяет качество взаимоотношений с другими людьми.
В результате исследования в мотивации достижения были выделены такие качественные характеристики, как отношение к успеху, смысловая значимость деятельности, отношение к себе и родственникам. Качественными характеристиками для мотивации одобрения были определены такие: “я и мое отношение к другим в позитивной оценке” и “элементы негативного отношения к себе и другим”. К первой характеристике относятся суждения о том, что респонденты не испытывают колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде, у них чаще не возникает внутреннего протеста, когда их просят оказать услугу, они практически всегда внимательно слушают любых собеседников, у них не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное их. Негативное отношение характеризуется тем, что респонденты бросали что-то делать из-за неуверенности в себе, любят позлословить об отсутствующих, не прощают обидчиков и пользуются оплошностью людей, завидуют удаче других. Среди всех опрошенных 77,5% обладают средним уровнем мотивации достижения и 66% знают о существовании и целях медико-генетических консультаций.
Главным критерием разделения на две подгруппы среди студентов средних курсов ВУЗа послужил факт положительного ответа на вопрос о наличии у респондентов родственников с психическими расстройствами. Треть опрошенных отметила у своих родственников некоторые признаки отклонений в психическом здоровье. Из них 86% считали, что возникновение психических расстройств определяется наследственностью. При этом у этих респондентов выявлен средний уровень мотивации достижения. Среди лиц, не имеющих родственников с отклонениями в психическом здоровье, подавляющее большинство (92%) считали генетические факторы существенными в возникновении и развитии психических расстройств. Но средний уровень мотивации достижения был обнаружен у меньшего количества респондентов (69%). Таким образом, в результате проведенного исследования был выявлен высокая степень «генетической» информированности студентов средних курсов медицинского ВУЗа и средний уровень мотиваций достижения и одобрения. Корреляция между уровнем мотивации и «генетической» информированности в данной возрастной категории в определенной зависит .от наличия среди родственников опрашиваемых лиц с признаками отклонений в психическом здоровье.
Список литературы:
1. Гуткевич, Е. В. Медико-генетические основы превентивной психиатрии / Е. В. Гуткевич, В. Я. Семке. – Томск : Изд-во ТГУ, 2004. – 319 с.
2. Ижевская, В. Л. Медико-генетическая консультация: этические принципы / В. Л. Ижевская // Медицинская генетика. – 2003. - № 8. – С. 354-366.
3. Медико-генетическая информированность и медико-генетическая помощь / Е. В. Гуткевич, А. Г. Перевезнюк, И. Я. Стоянова и др. // Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии – Томск, 2004. – С. 17-20.
4. Эффективность генетического консультирования : новые критерии оценки / Г. Г. Гузеев // Тез. докл. второго (четвертого) Рос. съезда мед. генетиков. – Курск, 2000. – С. 127-128.
|