Ивановская государственная медицинская академия (г. Иваново)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
Современный подход к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования направлен не просто на приобретение суммы знаний и умений, но на формирование у студентов соответствующих компетенций. Для оценки качества подготовки в этой новой компетентностно-методологической парадигме необходимо использовать инновационные средства. Ключевые характеристики инновационных оценочных средств должны обеспечить возможность многомерных измерений, непрерывное отслеживание качества учебных достижений, а также ориентацию на задачи профессиональной деятельности будущего специалиста. К таким средствам относятся, в частности, рубежные аттестационные тесты и кейс-измерители.
Рубежные тесты наиболее активно внедряются в учебный процесс вузов, а для ряда кафедр являются уже привычными. Однако их структура и способы оценки в настоящее время пересматриваются и дополняются. Наряду с принятой ранее простейшей открытой формой заданий с выбором единственного ответа вводятся инновационные формы тестирования: открытая с несколькими правильными ответами, закрытая, задания на соответствие (сопоставление), на последовательность. Рубежные тесты для контроля семестровой успеваемости, а также по отдельным разделам изучаемого предмета чаще всего реализуются через компьютерные технологии, что обеспечивает оперативность контроля и сочетание его индивидуальности с массовостью. На отдельных практических занятиях возможно применение небольших по объему тестов в письменном виде.
Кейс-измерители включают проблемные задачи, где предлагается некая реальная жизненная ситуация. Для принятия решения в этой ситуации студенту необходимо ее осмыслить и использовать определенный комплекс предметных или даже межпредметных знаний. Вообще говоря, наиболее интересны задачи с отсутствием однозначных решений. Такая проблема побуждает студента к анализу возможных методов, поиску оптимального подхода и обоснованию своего выбора. Поэтому данные измерители чаще применяются при изучении гуманитарных и специальных дисциплин. Однако в предметах естественно-научного цикла с успехом могут использоваться ситуационные задачи, допускающие единственное решение. Работа над ними способствует развитию логического мышления и улучшению мотивации изучения предмета.
Данная статья содержит примеры тестовых заданий и ситуационных задач, которые используются кафедрой физики, математики и информатики на семинарах по темам "Квантовая биофизика", "Биомембраны" и "Биопотенциалы" раздела "Биофизика". Ситуационные задачи предлагаются в процессе разбора темы на семинаре. Тестовые задания сравнительно сложных форм, подобные приведенным в статье, даются в качестве выходного контроля в конце занятия. По тестам первого уровня – открытая форма с одним правильным ответом – оценивается исходный уровня знаний, в настоящей работе они не приведены. Для всех оценочных средств имеются эталоны ответов и разработаны критерии соответствия ответа, данного студентом, эталону (норме).
2
1. Напишите уравнение Гольдмана, поясните все символы.
2. Укажите все правильные ответы.
К специализированным возбудимым тканям относятся:
а) хрящевая;
б) костная;
в) мышечная;
г) нервная;
д) железистая.
3. Укажите все правильные ответы и установите причинно-следственные связи.
В процессе фазы деполяризации происходит перезарядка мембраны, так как:
а) действует калий-натриевый насос;
б) увеличивается проницаемость мембраны для ионов натрия и возрастает приток этих ионов в клетку;
в) увеличивается проницаемость мембраны для ионов натрия и возрастает отток этих ионов из клетки;
г) закрывается часть натриевых каналов в мембране;
д) открываются дополнительные каналы для натрия.