Днепропетровский медицинский институт традиционной и нетрадиционной медицины, Украина
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
Среди наук о человеке, которые входят в учебные планы медицинских вузов, одно из более чем скромных мест занимает курс биомеханики. Активная жизнедеятельность человека проявляющаяся преимущественно в его физических и умственных действиях, по мнению бюрократического бомонда медицины Украины, не требует глубокого изучения специалистами медицинского профиля. Тем самым игнорируется тот факт, что посредством применения именно физических упражнений достигается гармоничное здоровье, физическое и умственное образование, за что указывал еще П.Ф. Лесгафт.
"Классическая" биомеханика в самом общем плане определяется как область изучения механических проявлений в живых объектах. Однако, по сути дела, ее границы со временем чрезвычайно расширились. Исторически отечественная биомеханика формировалась в трех направлениях: медицинском, инженерном и педагогическом. Изучались во многом именно сами движения, их внешняя форма и приложение сил, а не целостная двигательная деятельность человека. С развитием самих знаний о человеке в области биомеханики все более росло понимание необходимости более четкого выделения и определения направления. медицинской биомеханики.
Наверное, имеет смысл четко отличать общую биомеханику как науку от медицинской биомеханики, который ориентирован на клиническую проблематику, а именно - как выявлять и лечит заболевания двигательным действиям. В вузах учебные курсы биомеханики пока вводятся как бы самодеятельно, по частной инициативе самих вузов. Практика преподавания биомеханики этих направлений пока не обладает хорошей аппаратной оснащенностью и наработанным опытом. Преподаватели биомеханики, далеки от единого подхода, чему вообще способствует отсутствие вузовской подготовки по специальности "медицинская биомеханика". На преподавание биомеханики идут спортивные педагоги, биологи, врачи, инженеры, математики, физики, психологи. В результате в каждом вузе содержание биомеханики фактически складывается на основе личностных предпочтений, далеко не всегда одинаковых даже на одной кафедре. В этом отношении наследие Н.А. Бернштейна обращает нас к духовной сфере, к которой относится разработанное им учение о решении двигательных задач в представлении, в духовном мире человека. И как раз по этому самому важному вопросу студенты нередко не получают достаточно глубоких знаний. Даже в основном учебнике по физиологии имя Н.А. Бернштейна упоминается мимоходом, а о действии человека остается представление только как о цепочке условных рефлексов. Работы Н.А. Бернштейна и его учение высоко оценивается во всем мире. Прежде всего интересны идеи Н.А. Бернштейна о построении движений, идеи о системном строении двигательного действия и его психической части двигательной задачи. Девизом понимания физического движения должно стать "любое действие не повторяется, а строится". Действие ведь никогда не повторяется абсолютно полностью, а всегда строится заново на основе всего приобретенного
. В направлении медицинской биомеханики осуществляется антропоцентрическая биомеханика решения двигательных задач (Васильева Л.Ф., Скворцов Д.С., Доценко В.И.). Крупные шаги сделаны остеопатической школой; на микроуровне решаются задачи, раскрывающие то, что двигательный акт является волновым процессом. Сквозной идеей дальнейшего развития биомеханики становится то, что действие не складывается, не составляется из готовых частей, а дифференцируется, структурируется в процессе повторных попыток. Внешнее исполнение действия не может исчерпать существенных особенностей действия без рассмотрения его внутренней моторики. Проясняется вопрос о соотношении программирования и коррекции по кольцевой связи. Образ действия в сознании человека как отражение действительности играет роль регулятора двигательного акта. Без предвидения и контроля невозможны ни постановка цели, ни ее достижение.
На цикле мануальной терапии ДМИ ТНМ с 1995 года студенты 6 курса медицинского факультета знакомятся с азами медицинской биомеханикой и патобиомеханикой. В программу включены понятия биомеханической модели человека, механика кинематических звеньев двигательного аппарата, понятиями напряженной целостности, нелинейной механикой мягких тканей, с высшими психическими функциями организации программ движений, с микроколебательным волновым процессами в теле человека. Со студентами обсуждаются вопросы энергетического значения оптимизации движений, их стабилометрического контроля, с их диагностической и информационной функцией.
Ознакомление студентов медицинских вузов в курсе биомеханики с перечисленными хотя бы направлениями изучения физических движений и двигательных действий существенно обогащает их научное мировоззрение. Современный студент вполне в состоянии ознакомиться с книгами, научными статьями, диссертациями, если дать ему необходимый импульс в этом направлении, а не зацикливаться на своей какой-либо узкой клинической позиции. Надо дать простор студенческому мышлению и творчеству, конечно не в ущерб овладению конкретными методиками и прагматическими умениями. Наоборот, опираясь на них как на фундаментальную базу творчества, растить уже не только просто специалиста, а профессионала, формирующего свою индивидуальность, не только на базе фармакотераапии, но и кинезиологии.. Студент должен уметь читать движения пациента, чтобы строить диагноз и лечебную тактику. Под влиянием биомеханики у студентов складывается собственное научное мировоззрение, которое потом будет отчетливо проявляться в их личной лечебной работе, Растут запросы в части понимания сложности и сопряженности физической и психической сфер, влияния духовного мировоззрения. Понимание физического механического движения, как только физического акта принижает главенствующую роль сознания, духовной сферы в гармоничном воспитании личности.
В мировоззренческом плане целесообразно провести студентов от элементарной механики живого к биологическому управлению живого движения и далее - к ведущей роли психологической двигательной задачи и ее решению в творческом процессе строения двигательного действия. Человек не просто исполнитель внешне заданного упражнения, он творчески совершает каждое физическое упражнение как действие, выполняя решение своей собственной двигательной задачи, тесным образом переплетённой со всеми функциональными системами организма. В этой логической формулировке заключена суть современного понимания осуществления саногенеза активной деятельности, реализуемого в нашей стране в практике травматологов-ортопедов, врачей ЛФК и, в последние годы.- мануальных терапевтов.
Трудно рассчитывать на то, что руководители медицинских вузов хотя бы ознакомятся с высказанными положениями, но тем не менее их актуальность при обсуждении проблем медицинского образования не позволяет обойти их молчанием.
Комментарии
2011-02-2309:17:16 Согласна, что изучение биомеханики было бы полезным для будущих медиков. Если не ошибаюсь (сейчас нет под рукой Типовой программы), в курсе физики имеется небольшой раздел биомеханики, но, увы, из-за недостатка часов времени на нее остается, а сейчас, когда согласно новым образовательным стандартам, резко уменьшается число часов на изучение предметов естественно-научного цикла, и подавно Может быть, имеет смысл хотя бы разработка элективных циклов или спецкурсов уже исходя из выбранной специализации.
С уважением, А.И. Ратыни, Ивановская государственная медицинская академия.
2011-03-0209:31:11 Ну чтовы, уважаемый автор! Кто же не знает постулата: жизнь - это движение! По-моему, этому вопросу уделяется большое внимание на каждой кафедре в каждом вузе. В том числе и в Вашем.