Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра: управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Развитие фармацевтического рынка закономерно сопровождается развитием рынка фармацевтической информации. Современная нормативно-правовая база по здравоохранению определяет ответственность государственных органов за обеспечение населения непредвзятой, объективной и доказательной информацией, касающейся общественного здоровья, в том числе включая сведения о лекарственных препаратах [1], то вопросы доступности фармацевтической информации о ЛС для населения приобретают первоочередную значимость.
Весьма актуальная эта проблема для г. Томска, где отсутствует общее информационное пространство всех участников фармацевтического рынка, следовательно, нет объективной информации по оценке удовлетворенности в получаемой фармацевтической информации основных групп потребителей. В настоящее время в г. Томске семь независимых справочных аптечных служб. Так, основными потребителями фармацевтической информации по нашим исследованиям, в г. Томске в 72,5 % случаев от числа обращающихся за фармацевтической информацией составляет население и, соответственно, в 18,4 % специалисты аптечных организаций и только 9,1 % врачи.
По результатам опроса аптечных справочных служб в г. Томске удовлетворенность спроса на ЛП ассортиментом аптечных организаций составляет около 89,3 %, в то время как обращаемость в аптечные справочные службы по причине поиска необходимой фармацевтической информации о ЛС составляет 30,8 % от числа всех обращений. В свою очередь, обращаемость по причинам поиска конкретного ЛП 26,7 %, а по иным причинам, соответственно, 42,5 %. Из них, поиск наиболее выгодной цены для нужного ЛС составляет 26,7 %, а поиск эффективного заменителя и заказа ЛП в аптеках города только 11,7 %.
Анализ структуры спроса на фармацевтическую информацию свидетельствует о том, что наиболее часто запрашиваемая информация касается регулярно или сезонно потребляемых ЛС или назначенных врачом ЛП, что составляет в равной степени по 35 % всех обращений. К причинам обращений населения и фармацевтических, медицинских специалистов являются получение информации о новинках товарного ассортимента, что составляет около 20,0 % всех обращений. Особое место в структуре запрашиваемой фармацевтической информации занимают консультации населения по телефону, к ним относятся обращения при недомоганиях (болезни) и получение после этого информации о нужном ЛС, которые составляют 18,3 % всех обращений. Особенность данного вида фармацевтической информации заключается в том, что ее можно назвать обращением «не по адресу», поскольку ни одна из аптечных справочных служб города не ставит перед собой такого вида задач, т.к. консультирование при недомоганиях (болезни) не входит в область профессиональной компетентности специалистов аптечных справочных служб.
Анализ графиков и режимов работы аптечных справочных служб показал, что ни одна из них не работает круглосуточно, хотя потребности в получении доступной фармацевтической информации возникают в любое время суток. Анализ обращаемости на примере одной их аптечных справок, показал, что максимальное количество обращений имеет место в среду, а в течение рабочего дня во второй его половине.
Оценка направлений деятельности аптечных справок в городе Томске показала, что они все ставят перед собой следующую основную функцию, которая формулируется в их миссиях следующем образом: «повышение качества жизни жителей Томской области через удовлетворение общественных потребностей в информационных услугах по лекарственным препаратам, товарам аптечного ассортимента». Однако в комплексах решаемых ими задач имеют место некоторые противоречия декларируемой функции. Так, к сожалению, фирменные справочные службы предоставляют информацию только аптекам собственной аптечной сети. Это создает предпосылки к отсутствию полной и достоверной фармацевтической информации о состоянии любого запрашиваемого вопроса на рынке в целом, что заставляет потребителей обращаться последовательно во все имеющиеся в городе аптечные справки для получения достоверной и полной информации, которая в последствии трансформируется некоторой противоречивостью, определяемой областью компетенций самих специалистов этих служб.
Помимо предоставления фармакотерапевтической и фармацевтической информации, аптечные справки имеют определенный набор дополнительных услуг, к которым относят следующие возможности:
- зарезервировать ЛП в аптеке по телефону;
- заказать ЛП в аптеке по телефону;
- зарезервировать ЛП в аптеке через Интернет;
- заказать ЛП в аптеке через Интернет;
- заказ товара на дом, в офис, лечебное учреждение;
- узнать о скидках и акциях, действующих в аптеках.
Ими так же ведется работа с врачами по следующим направлениям:
- информирование о новинках фармацевтического рынка;
- предоставление методических и справочно-информационных материалов;
- предоставление информации о наличии и стоимости необходимых препаратов.
Таким образом, проведенные исследования состояния рынка фармацевтической информации в городе Томске указали на существенные противоречия в доступности фармацевтической информации. Вместе с этим, как показывают наши наблюдения, для дальнейшего развития розничного фармацевтического рынка необходима свободная циркуляция информации, широкие перспективы этого вида деятельности становятся очевидными. Поэтому сейчас основная проблема этой отрасли лежит не в сфере оценки целесообразности ее развития, а в сфере осуществления эффективного информационного маркетинга [2]. Таким образом, для информационного пространства в г. Томске, где информационные услуги одновременно оказывают семь справочных служб, весьма актуальной является оценка и выбора направлений по развитию рынка фармацевтической информации, ориентированной на основные группы потребителей. Для этого нами проведены социологические опросы потребителей по оценке эффективности существующей фармацевтической информации и по изучению потребностей и степени доступности фармацевтической информации. Предварительные результаты показывают, что основную группу потребителей представляют люди пенсионного возраста, осведомленность которых ограничена опытом получения лекарственных средств только по рецептам врачей ЛПУ. Их в большей степени интересует информация по решению острых проблем со здоровьем, а такая категория качества жизни как «здоровье» ими понимается как отсутствие недомоганий. Это конкретный пример некоторых противоречий между запросом на содержание фармацевтической информации и декларируемыми направлениями деятельности.
|