|
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Актуальность всестороннего изучения рынка средств оптической коррекции зрения обусловлена его высокой социальной значимостью, объемом и несомненным потенциалом роста. Общеизвестно, что с каждым годом все больше людей, особенно в индустриально развитых странах, вынуждено приобретать товары и пользоваться услугами, связанными с объективной потребностью в коррекции зрения. Реакцией производителей оптики стало не только количественное, но и качественное расширение ассортимента. Современные технологии прогрессивных форм линз, материалов, покрытий способствуют повышению качества жизни пациентов. Особенно влияние новых технологий заметно для отечественного потребителя, получившего в результате рыночных преобразований возможность оценить высокое качество товаров ряда зарубежных поставщиков.
Анализ доступной литературы показал недостаточную разработанность данной проблемы. В то время, как вопросы офтальмологии рассматриваются на серьезном научном уровне, публикации о развитии отечественного рынка средств оптической коррекции зрения носят, по преимуществу, рекламный характер и не раскрывают объективные и субъективные механизмы развития отрасли.
При выполнении исследования рынка средств оптической коррекции зрения использованы методические подходы, применяемые для исследования фармацевтического рынка: методы экономического анализа и социологического исследования, реализованные с использованием современных алгоритмов многомерной статистики.
Сопоставление с фармацевтическим рынком производилось на уровне анализа нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих предприятий, их организационной структуры и показателей ассортимента.
Не менее существенным оказалось и сравнение потребительских предпочтений. Для рынка оптической коррекции зрения существенными оказались такие факторы, как эстетическая привлекательность очковых оправ, представления об их престижности, соответствии моде, социальному статусу потребителя. Вместе с тем, большинство потребителей обращало внимание и на эргономичность предлагаемых изделий, их качество, долговечность. Для значительной части опрошенных покупка очков являлась сложным компромиссом в системе «цена – качество». Не менее значимым результатом следует считать и невысокую осведомленность покупателей о современных высокотехнологичных продуктах, предлагаемых рынку.
Таким образом, сложное взаимодействие медицинских, технологических, экономических и социальных факторов обуславливает развитие рынка средств оптической коррекции зрения и демонстрирует актуальность его исследования.
|