Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Лекарственное обеспечение является одной из составляющих оказания медицинской помощи населению и относится к числу проблем, резко обострившихся в последние годы. Система льготной лекарственной помощи населению России, созданная в совершенно других социально-экономических условиях и существовавшая в течение многих десятилетий, не соответствовала требованиям сегодняшнего дня и нуждалась в кардинальном преобразовании. Ее недостатками являлись несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование и слабый контроль за рациональным расходованием средств, выделяемых на лекарственное обеспечение, со стороны органов государственного управления. Государство зачастую лишь декларировало многочисленные льготы, а их реальное получение в виду отсутствия финансового обеспечения было весьма проблематичным – число необеспеченных льгот доходило до 80%, что в конечном итоге могло бы привести к социальному взрыву [5]. Так, например, в 2004 г. ежемесячно на лекарственное обеспечение 1 льготника в зависимости от региона выделялось от 2 до 95 руб. и в среднем по РФ объем льготной лекарственной помощи составлял 38 руб. При этом из общего числа граждан, имеющих право на льготные лекарственные средства (ЛС), действительно обращалось в аптеки лишь 48 % [3]. Создание равных возможностей и условий получения медицинской и лекарственной помощи различным группам населения является одной из важнейших составляющих социальной политики государства. В связи с этим одной из важнейших задач организации здравоохранения на современном этапе становится оптимизация лекарственного обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., известным как закон «О монетизации льгот», в настоящее время осуществляется реформирование сферы социальной поддержки, в т.ч. в области лекарственного обеспечения. Разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В частности, все льготники имеющие право на получение лекарственной помощи, разделены на федеральных и территориальных. Запущена реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), в рамках которой значительно увеличен объем финансирования льготного лекарственного обеспечения, причем все ЛС отпускаются бесплатно. Общая сумма средств, направляемых на эти цели в 2005 г., составляет 50,8 млрд.руб., при этом ежемесячно на 1 льготника государством выделяется 350 руб. (т.е. 4,2 тыс. руб. в год). Однако это не означает, что все льготники получат лекарственные средства (ЛС) на одну и ту же сумму, поскольку лечение различных заболеваний требует различных затрат. Программа ДЛО предполагает осуществление страховая схема, когда «здоровый платит за больного». Каждый участник схемы получит то количество лекарств, которое необходимо ему по медицинским показаниям [5]. Таким образом, осуществляется переход от остаточного принципа к принципу обеспечения по потребности [2].
Участниками программы ДЛО являются три группы субъектов: партнеры программы, представляющие собой 5 крупнейших дистрибьюторских организаций, уполномоченные производители и страховые медицинские организации (СМО). Схема их взаимодействия такова: весь объем денежных средств проходит через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), территориальные фонды ОМС, которые осуществляют страхование граждан. Затем СМО заключает договор по оказанию услуг по лекарственному обеспечению с партнером программы, имеющим полномочия в данном регионе. Тот подписывает договор с производителем, отправляет ЛС на уполномоченный склад (собственность партнера программы или субподрядчик). Согласно заявкам или разнарядке ЛС направляются со склада в аптечные организации по договорам комиссии, при этом ЛС не меняют собственника (им является партнер программы) до момента передачи пациенту. Склад и аптечные организации отчитываются перед партнером программы за отпущенные медикаменты. Он сформирует сводный отчет и предоставляет его в СМО для компенсации затрат, состоящих из единой (референтной) цены, оптовой и розничной наценки (тарифа). После получения партнером программы расчета от СМО по отпущенным ЛС, он перечисляет часть тарифа в качестве оплаты услуги субподрядчику и аптекам [1].
В настоящее время вне зависимости от региона проживания все льготные категории населения имеют равные права на получение ЛС в соответствии с единым федеральным списком, включающим 361 ЛС по МНН, что соответствует 1855 торговым наименованиям препаратов. Раньше учет статистических данных по каждому конкретному пациенту в большинстве регионов не проводился. Сейчас льготный рецепт, выписываемый на ЛС по МНН, содержит информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета гражданина в Пенсионном фонде РФ (СНИЛС). Существует единый регистр пациентов. Государство регистрирует референтные цены и тарифы на ЛС, отпускаемы льготникам [4]. Все эти меры позволяют осуществлять контроль за назначением препаратов и прогнозировать объемы финансовых затрат по ДЛО.
С 2006 года льготники могут выбирать, что они хотят получать – натуральную льготу или деньги. В случае, если для льготника более предпочтительным является денежный эквивалент, он обязан до 1.10.2005 г. подать в органы социальной защиты или свое отделение Пенсионного фонда РФ заявление об отказе от льготы, вследствие чего с января 2006 года ему будет выплачиваться денежная компенсация. По прогнозам около 30% льготников предпочтут получать деньги.
В виду принципиально изменившейся ситуации в организации льготного обеспечения населения нами проводится исследование состояния льготной лекарственной помощи в г.Томске. С этой целью мы анализируем статистические данные по льготному отпуску ЛС в количественном и суммовом выражении в I квартале 2004 и 2005 гг., изучаем ассортимент льготных ЛС, имеющийся в аптеках города, уровень обеспечения больных по льготным рецептам, осуществляем социологический опрос аптечных работников, врачей и пациентов. В ходе социологического опроса выясняется отношение респондентов к организации льготной лекарственной помощи в г.Томске и проводимой реформе. На основе полученных результатов будет дана оценка эффективности оказания лекарственной помощи льготным категориям населения в условиях реформирования системы социальной поддержки населения. Все материалы исследования будет предоставлены руководству МУ «Томскфармация».
Список литературы:
1.Гетьман М.А. От дефицита к обеспечению по потребностям / М.А. Гетьман // Фармацевтический вестник. – 2004. – № 35. – С.12-13.
2.Денисова Е. Сложный период реформ / Е. Денисова // Фармацевтический вестник. – 2004. – № 31. – С.6.
3.Панфилова Т. Сформировать четкую систему полномочий и ответственности / Т.Панфилова // Фармацевтический вестник. 2004. № 22. С.1-3.
4.Россияне имеют шанс получить адекватную лекарственную помощь // Фармацевтический вестник. – 2005. – № 5. – С.1-3.
5.Щетинина М. Льгота как страховое событие / М. Щетинина // Фармацевтический вестник. – 2005. – Специальный выпуск. – С.6.
|