Полное название:
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Пятигорская Государственная фармацевтическая академия, Уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург
Как известно, здравоохранение в последнее десятилетие переживает реформирование: самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права, то есть российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.
Государственная медицина зачастую не обеспечивает необходимого качества медицинской помощи вследствие недостаточного бюджетного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств. Частная медицина доступна не всем. Поэтому в мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи.
В России основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.
В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств. Сложившаяся модель ОМС не может существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Это во многом обусловлено низкой управляемостью системы ОМС. По существу система распалась на множество фрагментов: каждый субъект Российской Федерации сформировал собственную модель ОМС, причем во многих случаях игнорируя федеральное законодательство.
Проанализированная нами система обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области действует почти 15 лет. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования успешно справляется с возложенными на него функциями. По субъектам в Свердловской области лицензии имеют 16 страховых компаний.
Во исполнение совместных приказов Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда ОМС от 17.02.2009 г. № 133-п/52 «Об организации мониторинга обеспечения лекарственными средствами лечебно-профилактических учреждений Свердловской области» и от 14.07.2009 г. № 694-п/214 «Об организации работы по контролю реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год» ТФОМС Свердловской области проводится мониторинг работы 162 ЛПУ области.
Программа госгарантии включает в себя все необходимое для лечения человека и реабилитации после болезни. Сейчас население все более активно интересуется дополнительным медицинским страхованием, поскольку программы ДМС позволяют расширить перечень медицинских услуг. Кроме того, повышаются требования клиентов к услугам страхования, к сервису и качеству оказываемых услуг.
В Свердловской области медицинское страхование развивается очень активно. На сегодняшний день системы ОМС и ДМС взаимодополняют друг друга. Разработан также новый вид страхования – пакетное медицинское страхование, где координируются финансовые потоки. Предприятия, расходующие средства на медицину через механизм ДМС, имеют налоговые льготы.
Нами проанализированы отчетные данные отдела Организации и экономики лекарственного обеспечения ТФОМС с 01.02.2009 г. по 01.06.2009 г.
Анализ объемов товарного запаса лекарственных средств проводился с точки зрения финансовой обеспеченности ЛПУ в условиях экономического кризиса, в суммовом выражении. Отслеживалась ежемесячная динамика остатков лекарственных средств на начало и конец отчетного периода, и их расход, а также анализ остатков ЛС с точки зрения наличия в больницах минимального запаса лекарств (наличие текущего 14-дневного запаса медикаментов).
Установлено, что в 6 больницах запас был минимальным, или вообще отсутствовал. Доля закупленных ЛС за счет средств ОМС составила 65,0%-75,0%, на ЛС в стационарах затрачено менее 20,0% выделяемых средств. Уменьшение объемов товарного запаса лекарственных средств по ЛПУ произошло за счет снижения объемов их закупа в целом по области с 278,5 млн. руб. в мае до 246,2 млн. руб. в июне. По объему и движению товарного запаса лидирующую позицию занимает фармакотерапевтическая группа «Средства для профилактики и лечения инфекций» (от 30,0% до 40,0% от общего объема товарного остатка в натуральном выражении), на втором месте – «Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия» (от 14,0% до 18,0%).
Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости рационального управления товарными запасами в ЛПУ и эффективного расходования ресурсов. Для стационарной помощи необходимо рассмотреть возможность повышения заинтересованности врачей в оптимизации объемов лекарственной помощи, снижении пребывания пациента в стационаре, самостоятельно использовать ЛПУ части экономии, возникающей в результате оптимизации лекарственной помощи без ущерба качеству.
Список литературы:
1.Губский, С.М. Информационные технологии в современной организации аптечного бизнеса / С.М. Губский, Ю.М. Пенкин, С.В. Тарханов // Провизор. – 2008. – № 2. – С. 40-44.
2. О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания: приказ Минздравсоцразвития. № 110 от 12.02.2007 г.
|