Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Одна из особенностей современного этапа развития российского фармацевтического рынка состоит в том, что по многим базовым параметрам хозяйствования аптечные организации в большинстве своем похожи друг на друга: во всех аптеках приблизительно одинаковый ассортимент фармацевтических товаров и услуг, повсюду установился примерно одинаковый уровень цен, издержек и т.д.; во многих, если не сказать во всех, аптеках уже давно используются приблизительно одинаковые маркетинговые подходы. С целью преодоления подобного «равенства» и приданию аптеке уникальных конкурентных преимуществ, в теории и практике управления большое внимание уделяется такому институту взаимодействия людей в организации, как корпоративная культура.
Формирование корпоративной культуры приводит к формированию благоприятной обстановки для восприятия морально - этических ценностей сотрудниками организаций, и корпоративной мисси, что в свою очередь, обеспечивает высокий экономический результат и является в современных условиях мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Все это формирует внутренний имидж, т.е. образ предприятия в сознании сотрудников [3].
Другой немаловажной особенностью фармацевтических организаций, по сравнению с другими, является более динамичное и эффективное руководство, т.е. наличие сильного руководителя, или группы руководящего состава, обладающих отличительными чертами, характеризующими руководителя как лидера. Эффективное лидерство определяет успех в развитии современных бизнес - процессов на фармацевтическом рынке [1]. Лидер – это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. В идеальном варианте руководитель должен стремиться соединить в себе качества лидера и официальные функции [2]. Причем выявлена прямая зависимость между уровнем развития внутренних компонентов корпоративной культуры и лидерским потенциалом руководителя: лидер без своей команды, как и острие стрелы без оперения, не достигнет своей цели [3].
В связи с актуальностью данной темы нами оценивался уровень развития корпоративной культуры и лидерский потенциал руководителей аптечных организаций муниципальной формы собственности и частной формы собственности города Томска.
Для оценки внутреннего имиджа нами были изучены такие составляющие корпоративной культуры, как степень развития коллективизма, коммуникаций, организованности, мотивации и морали ; уровень развития управления.
Оценку лидерского потенциала проводили по таким показателям как организационные и административно – организаторские умения, отношение к работе, людям и себе, общий стиль поведения и деятельности, качества ума. Качества руководителей оценивались подчиненными, заместителями, а также были предусмотрены материалы для самооценки.
Для измерения этих параметров использовались 10 типов анкет, в том числе 2 для самооценки лидерских качеств руководителей, 1 тест и 1 опросник. Кроме того, предусмотрен тест для определения социотипов всех сотрудников организации, позволяющий спрогнозировать вероятные тенденции развития взаимоотношений в коллективе и определить ценностные ориентиры в жизни, что позволит сделать верный и обдуманный выбор при найме новых сотрудников, в том числе на руководящие должности.
Интерпретация результатов анкетирования проводилась по пятибалльной шкале со словесной оценкой в интервале: «уровень корпоративной культуры очень низкий – уровень корпоративной культуры очень высокий», «лидерский потенциал руководителя очень низкий – лидерский потенциал руководителя очень высокий». На основе частных оценок выводилась комплексная оценка.
В результате проведенных исследований выявлена статистически значимая прямая связь между уровнем развития корпоративной культуры, уровнем лидерского потенциала руководителя и результатами торгово-финансовой деятельности исследуемых аптек.
Установлено, что уровень развития корпоративной культуры выше в аптеках частной формы собственности.
Результаты исследования позволили разработать практические рекомендации по выбору кандидата на руководящую должность, позволяющие определить заранее лидерские задатки и определить его потенциальные взаимоотношения в коллективе, а также рекомендации по повышению уровня корпоративной культуры.
Список литературы
1. Захарочкина, Е. Р. Современные теории лидерства и фармацевтический рынок / Е. Р. Захарочкина // Фармация. – 2007. - № 3. – С. 31–33.
2. Вечер, Л. С. Поведение руководителя. Практическое пособие / Л. С. Вечер. – Минск, 2000. – 208 с.
3. Комиссинская, И. Г. Управление персоналом аптечных организаций / И. Г. Комиссинская // Российские аптеки. – 2007. - № 2. – С. 10-13.
|