|
Авторы: Гончаров Ж.В., Парфейников С.А., Габриелян Н.В., Бережная Е.С.
Пятигорская государственная фармацевтическая академия
В практической деятельности фармацевтических организаций приходится часто задаваться вопросами: насколько работа аптеки успешна? И как сделать её еще успешней? Целью данного фрагмента явилось изучение атрибутов успеха деятельности фармацевтической организации и разработка оценочных критериев.В процессе исследования использовали методы: логический, социологических исследований (опроса и интервьюирования), экспертных оценок (26 экспертов).
Для построения субъективной шкалы успешности использовалась специально разработанная нами методика. Шкала строилась на основании совмещения шкалы рейтинга (слабейший – 1, сильнейший – 10); и средневзвешенной оценки каждого фактора. В качестве критерия оценки успешности работы нами предложен интегральный индексный показатель. Методика построения интегрального показателя предполагает, что система частных показателей, подлежащих интеграции, формируется по принципу «чем больше, тем лучше». Это означает, что увеличение числового значения по каждому частному показателю дает однородный эффект: улучшение ситуации – (положительный); ухудшение ситуации – (отрицательный).
В качестве эталонного предприятия взято гипотетически сильнейшее на рынке с максимальной балльной оценкой показателя – 10, а в качестве аутсайдера – предприятие с минимальной балльной оценкой показателей – 1.Для расчета интегрального показателя рейтинга успешности аптечной организации использовали математическое выражение: Нами были оценены 3 аптечные организации одной розничной сети, «Вита+» г. Пятигорска.
Как видно в таблице, из трех аптечных предприятий по успешности приближаются к эталонному предприятию две первых аптечных организации, так как их итоговый рейтинг близок к 1. Третье аптечное предприятие занимает нижнюю позицию успешной компании. Так как рейтинг менее 0,5, можно охарактеризовать как детерминанту неуспеха. По способности конкурировать по цене, высокую позицию среди детерминант успеха, влияющей на общий рейтинг фирмы, занимает управленческое искусство.
Таблица 1 – Детерминанты успеха фармацевтических
организаций
|
Факторы
успеха
|
Балльные оценки показателей
|
|
эталонная компания
|
аутсайдер
|
компании сравнения
|
|
А
|
Б
|
В
|
|
Способность
конкурировать по цене
|
0,25
|
0,025
|
5
(0,125)
|
9
(0,225)
|
6
(0,15)
|
|
Управленческое
искусство
|
0,25
|
0,025
|
8
(0,2)
|
10
(0,25)
|
6 (0,15)
|
|
Выгодное
месторасположение
|
0,10
|
0,01
|
8
(0,08)
|
6
(0,06)
|
7 (0,07)
|
|
Деловая репутация,
имидж
|
0,10
|
0,01
|
9
(0,09)
|
9
(0,09)
|
6 (0,06)
|
|
Наличие оборотного
капитала
|
0,08
|
0,008
|
5
(0,04)
|
7
(0,056)
|
4 (0,32)
|
|
Стоимость закупаемых
товаров
|
0,10
|
0,01
|
5
(0,05)
|
5
(0,05)
|
4 (0,04)
|
|
Маркетинговые
коммуникации
|
0,05
|
0,005
|
8
(0,04)
|
10
(0,05)
|
4 (0,02)
|
|
Техническое оснащение
|
0,05
|
0,005
|
9
(0,045)
|
9
(0,045)
|
6 (0,03)
|
|
Структура организации
|
0,02
|
0,002
|
8
(0,016)
|
5
(0,01)
|
5 (0,01)
|
|
Средневзвешенный рейтинг успеха
|
1,0
|
0,1
|
0,776
|
0,836
|
0,562
|
Кроме того, как показали социологические исследования, немногие фирмы ставят перед собой цели и формируют миссию. Те, кто делает это, добивается успеха, но таких фирм не более 5,0%. Детерминанты неудач тоже касаются искусства деятельности управленцев фирмы, как правило, сопровождающая отрицательными эмоциями в виде страха, неуверенности, беспокойства, чувства сожаления в большей степени, чем неумение использовать маркетинговые коммуникации и знания экономики, сопровождается неудачами.
Список литературы:
Ниазашвили, А.Г. Развитие стремления к успеху у менеджеров в условиях экономических рисков / А.Г. Ниазашвили // Работы молодых ученых. – 2007. – № 1. – С. 203-211.
|