Авторы: Габриелян Н.В., Парфейников С.А., Саакян А.Е., Топчян А.В.
Пятигорская Государственная фармацевтическая академия, Ереванский государственный медицинский университет им М. Гераци (Армения)
Республика Армения – новое независимое государство, созданное после распада СССР на территории Закавказья. Площадь страны – около 30 тыс. кв.км., население – 3,7 млн. человек.
В Армении, как и в других государствах СНГ, начиная с 90-х годов происходили социально-экономические преобразования, которые отразились на структуре и принципах организации здравоохранения в целом, и на принципах организации лекарственного обеспечения и содержании деятельности всей фармацевтической отрасли, в частности.
До начала приватизации в Армении было 1600 фармацевтов и провизоров, которые работали в 350 бюджетных и хозрасчетных аптеках. При этом, из 33 районов аптечные киоски имели лишь 19. После всеобщей и бурной приватизации государственных аптек, открытия множества новых аптечных предприятий, появления импортеров и оптовых структур, регулирование фармацевтической деятельности в стране почти прекратилось, и этот сектор долгое время находился в хаотичном, неуправляемом состоянии.
К 2000 г. в стране перестали существовать государственные аптеки, и работавшие на тот момент 460 аптек принадлежали частному бизнесу. Наиболее грубыми нарушениями в работе розничного и оптового звена являлись: реализация незарегистрированных лекарственных средств (ЛС) (до 10,0%), отсутствие полного перечня ЛС, необходимого для осуществления лицензионных требований (62,0%), реализация ЛС, ввозимых из соседних стран нелегально (20,0%), изготовление и ввоз на территорию республики фальсифицированных ЛС (15,0%).
В связи с этим, начиная с 1997 г. для упорядочения фармацевтического сектора были утверждены приоритетные направления национальной лекарственной политики:
создание адекватного законодательного поля;
достаточный доступ к ЛС (физический и экономический);
рациональное применение ЛС;
внедрение концепции основных ЛС;
обеспечения поступления качественных ЛС на рынок.
Было создано Агентство по лекарствам и медицинским технологиям МЗ Армении, на которое были возложены основные функции координирующего органа всех звеньев лекарственного обеспечения населения республики.
В стране за этот период принято 8 законов, в том числе законы РФ «О лекарствах», «О лицензировании», а также более 15 других нормативных актов, что позволило упорядочить ситуацию на фармацевтическом рынке и усилить государственное регулирование отрасли.
В настоящее время в Армении лицензированы 1100 частных фармацевтических предприятия розничной торговли, куда входят аптечные киоски и аптеки. Таким образом, за 12 лет число аптечных организаций выросло в три раза, на одну аптеку приходится три тысячи человек, что свидетельствует о росте уровня конкуренции. Другой особенностью аптечной сети Армении является неравномерное распределение аптек, особенно в городах, скопление аптек в одних районах в ущерб другим, что влияет на процесс цивилизованного лекарственного обеспечения населения. Розничное звено фармацевтического рынка Армении обеспечивают 70 оптовых организаций, но из них занимаются ввозом только 59. Первая пятерка предприятий оптовой реализации лекарственных средств контролирует лишь 47,7% рынка, что ниже международных показателей (в развитых странах три-четыре лидера контролируют 60,0-80,0% рынка). Проведенный анализ показал, что в Армении происходит концентрация рынка, а также стремление оптовых фирм диверсифицировать свой бизнес в сферу розничной торговли
В стране лицензировано 12 предприятий-производителей ЛС. Зарегистрировано около 3 тыс. ЛС 200 фирм (в 1992 г. зарегистрировано всего два лекарственных препарата). Создано жесткое регистрационное поле на основе международных стандартов; внедрена тотальная система контроля импорта и экспорта; внедрена система мониторинга за побочными эффектами ЛС; создан национальный перечень основных лекарственных средств; опубликован национальный формуляр; составлены пилотные формуляры для отдельных больниц. Так, в 20 больницах работают терапевтические комитеты, внедрены 50 стандартов лечения.
В последнее фармацевтический рынок Армении вступил в фазу развития. Объем рынка по данным МЗ Армении составляет около 70 млн. долларов США, из них на долю отечественных производителей приходится только 7,0% в суммовом выражении и 14,0% или 445 наименований всех медикаментов, представленных на армянском фармацевтическом рынке, 22,0% наименований экспортируется из стран СНГ, то есть основная часть ЛС импортного производства
В настоящее время готовится новый законопроект по регулированию фармацевтической деятельности; основной упор в законопроекте будет сделан по регулировании стоимости ЛС, относящихся к списку жизненно необходимых и важнейших. Их количество предполагается довести до 250 наименований.
Следующим этапом будет внедрение международных стандартов надлежащего качества производства (GMP), надлежащей клинической практики (GСP), лабораторной практики (GLP), и, наконец, аптечной практики (GРP), которые будут внедрены на основании сотрудничества с Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения.
Таким образом, достигнутые на настоящий момент результаты позволяют надеяться на будущие существенные положительные сдвиги в работе всей системы лекарственного обеспечения Республики Армения.
Список литературы:
1. Райсян М.Г., Максимкина Е.А. Исследование потребительской лояльности на фармацевтическом рынке // Мед. журн. Армении.-2008.-Т. 48, N 2.-С. 104-113.-Рез.: арм., англ.-Библиогр.: 6 назв.
|