ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОДНОМ ИЗ МНОЖЕСТВА ЛОКАЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ
Автор Е.Р. Сон
18.05.2010 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Актуальность: Состояние розничного фармацевтического рынка в городе Томске характеризуется большим количеством аптечных организаций, а, следовательно, высоким уровнем конкуренции. В этих условиях успех деятельности аптечной организации зависит от факторов, характеризующих преимущества каждой из них по способности привлечения потребителей.
Цель: Оценить конкурентные преимущества аптечных организаций на одном из локальных сегментов розничного рынка.
Материалы и методы: В данном исследовании нами проводилась оценка конкурентных преимуществ аптечных организаций, расположенных в районе пересечения проспекта Иркутский тракт и улицы Беринга, где сложился торговый комплекс, обеспечивающий привлечение потенциальных потребителей аптечных товаров и услуг. На данном, территориально небольшом сегменте, функционируют 5 торговых точек, их них 3 находятся в непосредственной близости друг от друга (две расположены по адресу Иркутский тракт 102, третья – Иркутский тракт 116в), что и определяет высокий уровень их состязательности. Очевидно, что для успешной деятельности данных торговых точек им необходимы определенные конкурентные преимущества, способные привлечь потребителей и в данном сообщении нами приводится методический подход и результаты сравнительной оценки сложившихся преимуществ названных объектов. Общим для них является то, что это частные предприятия, осуществляющие реализацию только готовых лекарственных средств и парафармацевтических товаров. Таким образом, различия данных организаций заключаются в определенных конкурентных преимуществах и в уровне их представления в конкретной организации.
Исследование проводилось по методике, разработанной кафедрой УЭФ СибГМУ[1], методами картографического анализа, паспортизации аптечных организаций, анкетирования населения. Источником исходной информации явились специально разработанные паспорта аптек, характеризующие паспортные и функциональные характеристики объектов. В качестве измерителя элементов конкурентных преимуществ использовалась бальная оценочная шкала, характеризующая наличие и степень выраженности конкретного конкурентного преимущества.
Результаты: Обобщенные результаты проведенного исследования представлены в табл. 1.
Из приведенной таблицы видно, что наибольший интегральный показатель конкурентоспобности установлен у аптеки под условным номером 3. На втором этапе исследования был проведен социологический опрос населения по трафику их движения с целью выявления потребительских предпочтений выбора аптек.
Таблица 1
Результаты
оценки внешних конкурентных преимуществ
Элементы конкурентных преимуществ
Аптека 1
Аптека 2
Аптека 3
Организационные:
- удобство размещения относительно других объектов
2
2
1
- удобство размещения относительно транспортной сети
3
3
3
- особенности организации наружной рекламы
1
1
1
- удобство входа
2
2
2
- организация торгового зала
2
0
3
- виды деятельности
4
0
4
- эксклюзивность организации
3
2
3
- торговые стимулы
4
2
4
- количество рабочих мест в зале
2
1
3
Дополнительные услуги:
- медицинские консультационные услуги
1
0
0
- доставка ЛС на дом
0
0
1
- прокат ИМН
0
0
0
- возможность заказа аптечных товаров, отсутствующих в ассортименте
1
1
1
- обслуживание по кредитным картам
1
0
1
Цена
0
0,8
4
Качество обслуживания
2,7
2,9
2,8
Итого
28,7
17,7
33,8
Результаты проведенного анкетирования подтверждают результаты сравнительного анализа. Так, из 270 человек, 27% опрошенных высказали свои предпочтения в пользу аптеки под номером 3, а вот торговые объекты под номером 1 и 2 предпочитают только 19% и 4% опрошенных соответственно.
Выводы:
1. Проведенные исследования, показали, что успешность работы аптечной организации на локальном рынке в городе Томске определяется теми преимуществами в оказании дополнительных фармацевтических услуг, которые она активно внедряет, а также наличием торговых стимулов и организации торгового пространства.
2. Социологические опросы населения, подтвердили результаты мониторинга конкурентных преимуществ в исследуемых аптечных организациях и показали, что основным фактором успешности на локальном рынке выступают усилия по активному внедрению новых технологий в организацию фармацевтической помощи.
Список литература:
1. Музыра, Ю. А. Конкурентоспособность аптечной организации: оценка, анализ и пути повышения / Ю.А. Музыра, М. Б. Лидер. – Томск, 2004. – 40 с.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99