|
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (г. Санкт-Петербург)
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
В условиях сокращения государственных расходов на льготное лекарственное обеспечение особое значение имеет создание оптимальной системы распределения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по льготным и бесплатным рецептам. В настоящее время значительная часть элементов государственной политики в области льготного лекарственного обеспечения определяется на территориальном уровне. Руководство субъектов Российской Федерации ответственно за обеспечение платежей за лекарства, отпускаемые больным большинства льготных категорий; определение порядка льготного лекарственного обеспечения, перечня лекарственных препаратов, отпускаемых на льготных условиях.
Нами была изучена правовая и нормативная документация, касающаяся вопросов льготного лекарственного обеспечения 28 субъектов Российской Федерации. Исследования проводились с использованием метода контент-анализа. Анализ опыта работы территорий показал, что до настоящего времени не выработан единый механизм льготного лекарственного обеспечения населения. На территории Российской Федерации используются различные системы льготного лекарственного обеспечения.
Традиционной является модель бесплатной лекарственной помощи, в рамках которой льготный отпуск лекарственных средств финансируется за счет средств бюджетов различных уровней; и осуществляется через муниципальные аптеки (Республика Бурятия, Ленинградская область, Республика Татарстан, Вологодская область, Пермская область и др.). Наиболее редко встречающийся вариант льготного лекарственного обеспечения - с участием территориальных фондов обязательного медицинского страхования: финансирование за счет средств ОМС (Новосибирская область) или бюджетные средства отданы в распоряжение ТФОМС (Самарская область). Подавляющее большинство территорий производит централизованные или смешанные закупки лекарственных средств для льготных категорий больных; количество субъектов РФ, осуществляющих только децентрализованные закупки лекарственных средств постоянно уменьшается (Пензенская область). Отдельные территории пошли по пути создания социальных аптек (Кемеровская область). В Республике Татарстан дополнительно к федеральному законодательству расширены списки льготных препаратов и групп населения, имеющих право на льготный отпуск лекарственных средств. В некоторых субъектах РФ гарантированные государством льготы не выполняются даже в минимальном объеме. Важную роль в лекарственном обеспечении ряда категорий больных играют областные целевые программы (Рязанская, Вологодская области). Повсеместно планируется внедрение системы персонифицированного учета лекарственного обеспечения льготных категорий населения.
Таким образом, субъекты Российской Федерации в условиях предоставления им права выбора системы лекарственного обеспечения используют различные системы организации льготного лекарственного обеспечения (разные списки лекарственных средств, приоритеты групп населения в обеспечении льготной лекарственной помощью, системы закупок).
|