Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра наркологии и психотерапии ФПК и ППС
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: память – основа всей психической деятельности. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. Очевидно, что для успешного обучения, выполнения своих профессиональных и социальных обязанностей каждому человеку необходима хорошая память.
Развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста можно выработать наиболее простыми, игровыми вариантами различного тестирования. А что делать взрослым? Тем более, что в наше неспокойное время, когда количество получаемой информации увеличивается с каждым годом, человеку просто необходима хорошая память. На помощь пришли фармакологи. В 1963 году был синтезирован первый истинный ноотропный препарат пирацетам [1]. С тех пор ноотропы преобретают все большую и большую популярность, особенно среди пожилых, страдающих дегенеративными заболеваниями мозга, и среди здоровых студентов и служащих. По данным исследований, в корпусах университетов США с разной регулярностью употребляют стимуляторы и ноотропы от 5 до 35 процентов студентов [2]. Так, учащиеся в Гарварде сообщают, что на ряде факультетов их принимает каждый четвертый [3]. В Японии по статистике более 30% населения употребляют ноотропные препараты [3]. В России ноотропы используют студенты, обучающиеся в условиях сильной рейтинговой или межличностной конкуренции, либо более ленивые студенты, которые готовятся к экзаменам и сдают рефераты в последний момент [3]. Это отчасти согласуется с представлением большинства ученых о том, что стимуляторы и ноотропы лучше помогают глупым, чем умным - им есть куда совершенствоваться. Целью работы было убедиться в этом или опровергнуть этот факт.
Материалы и методы: применялись следующие методы исследования: 1)ряд психологических тестов; 2) клиническое интервью; 3) анкетирование учащихся.
Исследование проводилось на базе лечебного факультета СибГМУ. Анкетирование проводилось среди учащихся 1-3 курса. Определение динамики изменений конгнитивных функций проходило на 12 добровольцах.
Результаты: По данным проведенного анкетирования студентов СибГМУ, одним из самых популярных препаратов-ноотропов является пирацетам (57%), поэтому в эксперименте использовалось именно это лекарственное средство. Исследование проводилось на 12 добровольцах, которые принимали таблетки пирацетам в дозе 0,2 2 раза в день в течении 4х недель. Динамика повышения запоминающих возможностей 10 студентов начала проявляться примерно через две недели ( у каждого участника эксперимента по-разному, что можно связать с индивидуальными особенностями нервной системы). У двух добровольцев-студентов в течении месяца приема препаратов никаких существенных улучшений памяти не наблюдалось. Изменения при выполнении тестовых задании на логическое мышление и сравнивающие функции мозга практически не наблюдались.
Рис. 1. Статистика запоминания слов(%)
Выводы: Препарат пирацетам повышает скорость запоминания материала, но не навык владения материалом. На основании этого можно сделать вывод, что «умная таблетка» не особо помогает в «легкой учебе». Улучшение когнитивных функций отметили почти все испытуемые. Возможно, в этом свою роль играет и самовнушение испытуемых.
Список литературы:
1. Венгеровский, А. И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров / А. И. Венгеровский – 2-е изд., перераб. и доп.- Томск, 2001 –352 с.
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф. Б. Березин. –М.: Наука. - 1988.
|