Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ НАУКИ

Печать E-mail
Автор Е.О. Чуркин   
25.09.2009 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (1,5 мб)


Медицинская терминология формируется по общим законам развития языка. И в этом смысле ее создателем является человек. Поэтому рождение термина обусловлено природой языка, механизмами его функционирования, когнитивной деятельностью человека. Роль человеческого фактора в формировании языковых единиц проявляется в том, что они становятся результатом длительного процесса познания мира и его конкретного участка, осмысления итогов и фиксирования в значении языковых знаков актуальных для человека свойств предметов. Именно это делает слово хранителем информации как о внешнем мире, так и о самом носителе языка.
Медицинская терминология как часть языка общества наряду с присущими всему языку свойствами обладает определенной спецификой, позволяющей сделать наблюдения о развитии процесса познания человеком мира. Эти мысли стали теоретическими посылками нашего обращения к данной теме. Нам показалось интересным посмотреть, отразилась ли история человеческой мысли в химической терминологии.
С этой целью нами тщательно была изучена этимология латинских названий химических элементов, история их открытия и составлена картотека.
В нашей картотеке 109 наименований. Предварительно они были разделены на 10 групп. Последние 8 элементов пока не имеют своих названий и существуют только их цифровая нумерация.
1. По химическим свойствам (H, N, O, As, F).
2. «Элементы-памятники» (Sm, Ga, Cm, Es, Fm, Md, No, Lr, Ku, Ns).
3. По техническим свойствам (Ar, Kr, Tc, Xe, Ba, La, Dy, At, Pb).
4. Мифологические названия (He, Se, Pd, Te, Ce, U, Np, Pu, Ti, V, Co, Ni, Nb, Pm, Ta, Tn).
5. «Светлые» элементы (P, Au, Ra, Ac, Pa).
6. «Новые» элементы (Ne, Nd).
7. По физическим свойствам (Br, Os, S, Cl, Cr, Pu, Ph, In, Sn, Sb, I, Cs, Pr, Ir, Tl, Bi).
8. По географическим объектам (Mg, Sc, Mn, Cu, Ga, Ge, Sr, Y, Ru, Cd, Eu, Te, Ho, Er, Tm, Yt, Lu, Hf, Re, Po, Fr, Am, Bk, Cf).
9. Элементы минерального происхождения (Be, B, C, Na, Al, Si, K, Ca, Zr, Li).
10. По другим элементам (Fe, Zn, Mo, Ag, Pt, Hg, Rn, Bi).
Первая группа сформировалась по принципу химических свойств элемента, например: Н (Водород ? Hydrogenium). Hydros – вода, genus ? род, племя, Hydrogenium ? рождающий воду;
N (Азот ? Nitrogenium). Nitros ? селитра, genus – род, племя; Nitrogenium - рождающий селитру.
Вторая группа представляет собой названия элементов, данные в честь ученых или людей, участвовавших в процессе их открытия:
1) Sm – Самарий – в большинстве книг по истории науки говориться, что этот элемент был открыт русским горным инженером Самарским, в честь которого и был назван.
2)Es – Эйнштейний – в честь ученого физика А. Эйнштейна.
3)Md – Менделевий, это 101 открытый элемент, первый во второй сотне, за что и был назван в честь ученого – химика Д.И. Мнделеева.
В третью группу вошли элементы, названные по их техническим характеристикам:
Ar (Аргон – Argon) – (греч) Argos – бездельник;
Kr (Криптон ? Krypton) (греч) Kryptos – скрытый.
Четвертая группа объеденяет элементы, названные в честь греческих, скандинавских и др. мифологических персонажей. Например:
He – (Гелий - Helium) – в честь греческого бога солнца Гелиоса;
V (Ванадий ? Vanadium) – в честь скандинавской богини Ванадис;
Se (Селен ? Selenium) – в честь Селены ? богини Луны.
Пятая группа, так называемые «светлые» элементы. Это элементы, излучающие свет и эта их способность нашла отражение в названии элемента. Например:
P (Фосфор ? Phosphorus) – (греч) «фосферо» ? свет носить;
Au (Золото ? Aurum) – от лат. aurum – сиять.
«Новые» элементы – это элементы, имеющие в своем названии греческий корень «neos» - новый. Например:
Ne (Неон - Neon) – neos – новый;
Nd (Неодим - Neodim) neos – новый, dydimos – близнец.
В группу названий по физическим свойствам вошли наименования элементов в названиях, которых отражается их физическая характеристика (запах, цвет). Например:
Br (Бром ? Bromum) от Bromos – зловоние;
S (Сера ? Sulfur) (санкр) – «сира» ? желтый;
Cl (Хлор ? Chlorum) (греч) – «хлорос» ? зеленоватый.
Самая обширная из групп – это названия элементов по географическим объектам. Как правило, эти элементы получали названия той местности, в которой они были найдены.
Mg (Марганец ? Manganum) и Mn (Магний – Magnium) – от города Магнесия в Эгейском море.
Sc (Скандий ? Scandium) – в честь Скандинавии.
Cu (Медь ? Cuprum) – от греч. «купрус» ? Кипр, на этом острове был древний медный рудник.
В группе элементов минерального происхождения находятся элементы найденные в минералах. Например:
Be (Бериллий ? Beryllium) – от минерала берилла;
C (Углерод ? Carboneum) – от лат carbon – уголь;
Al (Алюминий ? Aluminium) – от лат. alumen – квасцы.
В последнюю группу вошли вещества названные по сходству свойств с другими элементами. Например:
Zn (Цинк ? Zincum) – от греч. «цинк» ? олово;
Ag (Серебро ? Argentum) – от ассир. «сапру» ? серебро.
Названия химических элементов во многом отражают развитие науки в целом. С открытие новых методов исследования открытие новых элементов значительно ускорилось. Некоторые элементы были названы в честь своих химических свойств, обнаруженных при исследовании (Водород, Кислород), другие элементы названы в честь знаменитых ученых или людей помогшим ученым исследовать тот или иной элемент (Sm, Md).
С открытием метода спектрального анализа элементы начали называть по цвету в спектре, однако многие элементы были названы и по внешнему цветы, т.е. желтая (S), зеленоватый (Cl) и т.д.
При обнаружении новых элементов химики очень часто и не подозревали о его свойствах. Они исследовали его вкус, запах, и от этого многие из них погибали в молодом возрасте.
Этимология названий химических элементов во многом отражает историю науки в целом, а не только химии. В частности, на начальном этапе ее развития открытие элементов происходило в процессе человеческой жизнедеятельности и поэтому отчасти могло быть случайным и объяснялось большой легкостью их получения. Таким образом, были открыты медь, железо, золото, серебро. Они получали свои названия по физическим свойствам ил по географическому признаку.
С развитием науки и методов исследования происходит изменение принципов номинации элементов. Необходимо отметить, что такое расширение признаков именования было объективной потребностью, вызванной активным открытием большого количества элементов. Отсюда, в частности, тенденция называть элементы в честь их открывателей, или знаменитых ученых.
Особенно ярко прогресс науки сказался на химической терминологии в период открытия новых методов исследования. Во-первых, с появлением спектрального анализа обнаружились физические и химические свойства многих элементов. Многие из элементов обязаны не только своим открытием, но и названием спектральному анализу. Во-вторых, открытие некоторых элементов стало возможным только с появлением таких методов исследования, как электролиза. Элементы, открытые путем электролиза были обнаружены в расплавах минералов, по именам которых и были названы.
Таким образом, наш материал подтверждает наше предположение о том, что химическая номенклатура, как и другие разделы научной терминологии, отразила в себе историю развития процесса познания человеком окружающего мира.

Список литературы:
1. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. ? М. : Изд-во «Экзамен», 2005. ? 832 с.
2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для ВУЗов. – Л. : Химия, 1986. ? 704 с.
 

Комментарии  

  1. #1 Kendy Girl Написать письмо
    2010-09-2419:22:59 спасибо=)

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99