Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Гиппократ был величайшим из врачей древности. Его по праву считают отцом европейской медицины: именно ему греческая медицина обязана окончательным оформлением тех важнейших черт, которые определяют ее характер и отличают от любой другой медицины древности. Особенности греческой медицины запечатлели древние медицинские тексты, прежде всего Гиппократов сборник, дошедший до нас благодаря тому, что он попал в Александрийскую библиотеку – крупнейший культурный центр эллинистической Греции. Приблизительно в 60-ти сочинениях Гиппократова сборника выделяют круг текстов (примерно 6 книг), которые признаются подлинными сочинениями Гиппократа. Одной из них является «Клятва».
«Клятва» формулирует принципы морального поведения врача, и в этом качестве она сохраняет непреходящее значение для медицины. Но вместе с тем текст является важным историко-культурным источником, открывая врачебный быт медицинских школ в эпоху Гиппократа (V-IV века до н. э.).
Во времена Гиппократа (а это время расцвета греческой классики) медицина вышла за пределы узко ремесленной сферы и стала частью греческой культуры: врач пользовался величайшим авторитетом в обществе, занимая видное положение как в духовной, так и в социальной жизни. Интерес к медицине был всеобщим: Сократ и Платон в своих рассуждениях в изобилии используют «медицинские» примеры. В культуре, уделявшей большое внимание развитию тела, рядом с гимнастом стоял врач.
«Клятва» рассматривается в литературе не столько как элемент ритуального поведения, а в контексте специализации медицинского знания и образования профессиональных сообществ врачей. По мнению В.П. Карпова, обращение к Асклепию, Гигиее и Панацее в первых строках клятвы не является доказательством того, что произносили их жрецы асклепейонов; эти слова произносили врачи, мыслящие себя асклепиадами – потомками Асклепия. Во времена Гиппократа шел процесс оформления профессионального медицинского знания. Профессионалы противопоставляли себя непосвященным, недопущенным к профессиональным тайнам, тем, кто находился вне государственной службы и был занят только собственными делами (идиотес, досл «отдельный человек», «простак»). Врачи же осознавали и назвали себя демиургами (досл. «творящий для народа»), лицами общественно полезными. Другое бытовавшее в это время ионийское слово для профессии врача – хейронакт – показывает ремесленную сторону деятельности медика. Врачи – члены корпораций противопоставляли себя также врачам одиночкам, шарлатанам и знахарям, которых в те времена было немало.
Сообщества врачей вырастали из первичных семейных общин. Первоначально знания врача передавались от отца к сыну, затем врачи стали брать учеников со стороны. В «Клятве» говорится о возможности бесплатного обучения медицине, но уже у Платона есть указания, что врачи его времени обучались медицине за плату. Обучение включало в себя знакомство с общими правилами врачебного поведения и профессии, проводились чтения по различным разделам медицины. Предполагалась, вероятно, также практическая часть преподавания у постели больного.
Вступая во врачебную корпорацию, врач принимал на себя особые правила поведения: уважительное отношение к товарищам по цеху, воздержание от предосудительных действий. Особые предписания регламентировали профессиональную деятельность. Отказ от литотомии – операции давно известной у египтян и греков, можно объяснить специализацией врачебной деятельности, когда объединенные в особые организации и владевшие секретами деятельности врачи не должны были вторгаться в «чужую область», где они не были достаточно компетентными. Другое объяснение возникает из нетрадиционного перевода данного фрагмента текста: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)», то есть отказ от литотомии может быть понят как отказ от кастрации. Точка зрения, согласно которой данная операция, как и операции вообще, была ниже достоинства врача в Греции и предоставлялась низшему сословию (как в средневековой медицине), комментаторам не кажется убедительной.
Запрещение врачу разглашать чужие тайны превратилось в законодательстве некоторых европейских стран (в том числе и в России) в закон, у греков же следование этой норме предполагало, что врач не должен быть злостным сплетником, дабы не подрывать доверие ко всей корпорации врачей.
В современном медицинском сообществе сохраняется идея присяги врача, и текстуально она оформляется различным образом. Профессор В.П. Карпов приводит текст «Факультетского обещания», подписываемого докторантом после успешной защиты диссертации. Сама структура этого текста повторяет три основные части «Клятвы» Гиппократа: о помощи страждущим, о врачебных секретах и средствах, об отношении врача к коллегам. А. Боннар цитирует «Женевскую клятву» врачей, принятую на общем собрании Всемирной ассоциации врачей в Женеве в 1948 году. Эти тексты, повторяя одни важнейшие идеи «Клятвы», не упоминают о других. Можно спорить о том, устарели ли принципы «Клятвы» Гиппократа, или же современное общество утрачивает фундаментальные общечеловеческие ориентиры поведения. Может быть, стоит признать, что в тексте «Клятвы» содержатся исторически-ситуативные и универсально значимые положения.
В наше время многие считают клятву слишком ограниченной и устаревшей: в ней есть, например, положения, которые строго запрещают аборт и эвтаназию, хотя сейчас они признаются возможными как реализация прав и свобод человека. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что два с лишним тысячелетия внесли свои изменения в культурный опыт современного человека: то, что раньше считалось недопустимым, сейчас не вызывает осуждения. Но «Клятва» Гиппократа несет в себе и вневременное этическое содержание, она четко описывает моральное поведение врача.
Во-первых, это требование «ненанесения врачом никакого вреда» пациенту. Данный принцип особенно важен в наше время, когда медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное или неосторожное применение которых может стать причиной серьезного ущерба здоровью человека.
Во-вторых, известнейшей заповедью «Клятвы» Гиппократа является запрет разглашать врачебную тайну.
В-третьих, неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом и утверждающие принципы корректности и сотрудничества.
Наконец, «Клятва» Гиппократа является призывом к гуманности, человеколюбию, милосердию. В ее основе лежит идея уважения к больному человеку, пациенту. И, пожалуй, уже поэтому можно считать «Клятву» Гиппократа основным нравственным законом не только в медицине, но и во всем обществе в целом.
Список литературы:
1. Боннар, А. От Антигоны до Сократа / А. Боннар. – М. : Искусство, 1992. – 203 с. – (Греческая цивилизация: В 3 частях. Ч. 1)
2. Гиппократ. Избранные книги / Под ред. проф. В. П. Карпова / Гиппократ. – М. : Сварог, 1994. – 736 с.
3. «Золотой Гиппократ» – российскому ученому // Пульмонология. – 2002. – № 2. – С.121–122.
4. Йегер, В. Пайдейа. Воспитание античного грека: В 2-х томах. - Т.2 / В. Йегер. – М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – 335 с.
5. Нравственный маяк: от клятвы Гиппократа до обещания врача России / Г. Зубрис // Медицинская газета: Профессиональное врачебное издание. – 2005. – № 7. – с. 11.
|