Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Народная культура – колыбель всякой цивилизации. Опыт язычника, формировавшийся аграрно-земледельческим укладом, был обращен к земле и к тому, что на ней произрастало. По словам А. Синявского, русская народная вера – это религия материнства. Русский человек знал трех матерей, которые, конечно, различались между собой, но и имели определенное сродство: Пресвятую Богородицу, кровную мать, принявшую муки рождения, и Мать-сырую землю. Истекающая из недр родной земли влага и произрастающие на ней растения окружены особым отношением в народном сознании. Символика растений стала неотъемлемой частью народной духовной культуры.
Народное знание благодаря многовековому проживанию социума в одной местности, смогло сосредоточиться на конкретных видах растений, наделяя их необыкновенными свойствами. Мир растительной и цветочной символики – это полуфантастическая вселенная, обусловленная традиционным опытом. Роль растений в народной культуре была многофункциональной. Можно выделить, в частности, терапевтический (целительный) и обрядовый смысл. И тот, и другой тесно связаны с магией [2].
Ориентир на целебные качества впоследствии привел народных знахарей к составлению специальных «зелейников», «травников» и «цветников». Согласно А.А. Коринфскому, «особенным вниманием наших ведунов-зелейщиков пользовались восемь трав: трава калюка, адамова голова, трава-прикрыш, сон-трава, кочедыжник, трава-тирлич, разрыв-трава и нечуй-ветер»[2].
Возможны разные типы классификации мифологических растений.
Можно выделить группы растений в зависимости от интенсивности проявления мифологического начала в их описании. Во-первых, это растения, реально существующие в природе. Их магические функции, например, функция оберега, определялись благодаря природным свойствам: сильному запаху (полынь, базилик), вкусу (чеснок), жгучести (крапива), наличию колючек (шиповник, боярышник, терн, ежевика, можжевельник). Вторая группа – это абсолютно фантастические травы, созданные народным воображением. Таковы плакун-трава, перелет-трава, сова-трава, трой-зелье, жемчужная трава. Колоритно описание травы баранец: «Она приносит плод, похожий на ягненка; стебель его идет через пупок…, ноги мотаются, рогов нет, передняя часть как у рака, а задняя как совершенное мясо. Говорят, из меха баранца в старину шапки шили» [1]. Третья группа растений имеет смешанную природу, здесь реальные природные характеристики сочетаются с фантастическими. Папоротник в природе не цветет, но один день в году, утверждала народная традиция, он расцветает волшебным цветом. Это растение занимает особое место в народном травнике. А.Н. Афанасьев именует ее «царь над травами, трава-папороть». Народная фантазия приписывала папоротнику свойства мистического цветка, способного в конечном счете раскрыть все тайны и привести к Истине[2].
Другая возможная классификация мифологических растений опирается на особенности наименования растения. Одна группа имен отражает функции трав (кликун-трава, сон-трава, девясил, перелет-трава), другая – их цвет (жар-цвет, перунов цвет), третья образована сочетанием слов (Иван-да-Марья, адамова голова, Иван-чай, кукушкины слезки, нечуй-ветер, мать-и-мачеха).
Растительный символизм связан с обрядами, которые делятся на календарные обряды, отражающие ритм жизни традиционного общества, и обряды перехода, связанные с индивидуальными циклами жизни человек. В обрядности Семика и Троицы присутствовала символика березы. Свадьба, как обряд перехода, предполагала обязательное украшение невесты свадебным венком, выступающим символом брака (таковыми являлись и другие кольцевидные предметы: кольцо, калач, каравай) Для свадебного венка использовались вечнозеленые растения – барвинок, самшит, розмарин, лавр, мирт, базилик [4].
Использование цветов в календарных обрядах носило элемент сезонности. У древних римлян существовали розалии, у древних греков – гиацинтии. В славяно-русской культуре особую роль в обрядах играли полевые и лесные цветы.
По мере роста и созревания в обряды вовлекались различные цветы, но один день в году – период летнего солнцестояния (день Ивана Купалы) – посвящался всевозможным растениям и цветам. К этому времени, когда растительный мир достигал состояния наивысшего расцвета, следовало уже не помогать земле и ее порождающей способности, а наоборот, брать все, что она может дать. В ночь на Ивана Купалу тайно собирались целебные и чародейные травы. Крестьяне «верят, что в Ивановскую ночь все эти травы получают особенную силу и даже свойства сверхъестественные»[3].
Много функций, в зависимости от обрядового контекста, выполнял венок. Он мог быть знаком счастья или горя, знаком перехода от одного временного цикла к другому. Венок мог выполнять функцию оберега (личного или для скота). Он выступал средством гадания, средством обрядового породнения (в рамках Семицкой обрядности) [3].
Идея жизни, зарождения, развития была фундаментальной в опыте человека традиционной культуры. Живыми в сознании наших предков были все природные стихии, минералы. Особое качество жизни приписывалось растениям: в народе были убеждены, что цветы и травы могут говорить, но понимают их язык только знахари. Как живые существа растения должны были обладать признаками пола. Цветы в этой логике образуют оппозиционные ряды по принципу пола: рута, лилия, шалфей объединяются женской символикой, а барвинок, любисток, василек - мужской.
Травы, цветы в народной культуре были связаны с женским традиционным знанием. Декоративные свойства растений, связь с любовной магией, роль растений в обрядах жизнеобеспечения и жизневоспроизводства – все это относится к миру женских предпочтений. Именно женщины традиционно собирали травы, хранили сведения о способах выращивания растений, их целебных свойствах, приемах использования их в пищу.
Таким образом, в народной культуре сформировался устойчивый круг цветов, прочно вошедший в духовное пространство и время данной культуры. Некоторые формы «цветочной» символики подхватываются цивилизацией (символика венка, идея мистического, часто голубого, цветка и др.). Традиционный опыт продолжает жизнь, сохраняя культурно-символическую, эстетическую и практическую ценность.
Список литературы:
1. Грушко, Е., Медведев, Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий / Е. Грушко, Ю. Медведев. – Нижний Новгород : Русский купец и Братья славяне, – 1996. – 559 с.
2. Ващенко, М. А. Символика цветов в народной культуре / М. А. Ващенко // Вестник Московского университета. Серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2000, – № 1. – С.115–122.
3. Пропп, В. Русские аграрные праздники / В. Пропп. – М.: Лабиринт, 2004. – 175 с.
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / под ред. Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой, В. Я. Петрухина, С. М. Толстой / Т. А. Агапкина и др. – М.: Эллис Лак, 1995. – 416 с.
|