Читинская медицинская академия, г. Чита
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Прерывность (дискретность) и непрерывность (континуальность) характеризует явления природы, общества и мышления. Дискретность основывается на относительно самостоятельном существовании элементов и ее развитии. Континуальность, наоборот, выражает взаимосвязь, взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему [1].
Г.В.Ф.Гегель обосновал единство свойств прерывного и непрерывного. Он рассматривал непрерывное как связанное компактное единство дискретного [1].
В структурно-функциональном аспекте дискретность выражается в том, что на более высоких уровнях подчиненные системы объединены в более высокую систему, обладающую специфическими свойствами, не сводимыми к свойствам подсистем. Следовательно, говоря словами Гегеля, непрерывные и дискретные величины отличаются друг от друга лишь тем, что одно и то же целое, в зависимости от условий, выступает то под одним из этих определений, то под другим [2]. Так, элементарные частицы составляют фон (континуум) молекулам, молекулы - клеткам, клетки - организму; мозг человека вновь способен влиять на фон элементарных частиц, а следовательно, и на всю иерархию. Человек, разумная жизнь, социальная форма материи - в конечном счете суть продукты космогенеза, замыкающие "круг" развития материи, приводящей тем самым к осознанию самой себя. Отметим, что каждый предыдущий уровень составляет фон всем последующим, поэтому, к примеру, на мозг влияет и состояние клеток, и обмен веществ, и некий "эфир" окружающей среды. (По одному из следствий теории Н.А. Козырева вибрации пространственно-временного континуума могут вызывать информационные процессы [4].
В состоянии работы, бодрствования, дискретного функционирования (рефлекторной деятельности) мозг больше подчиняется конкретным командам и не "отвлекается" на континуум. Во сне, наоборот, система оценивает свое состояние, сверяя, по-видимому, организм не только с "нормативами человека", но и с опытом прошлого, планами на будущее, с континуумом социального поведения и возможной эволюцей.
Рассматривая самоорганизующиеся системы с точки зрения флуктуационного поведения, выбора множественных вариантов решения, полиморфизм можно оценивать как континуум, а морфогенез - как игру, стремящуюся к оптимальному решению на данный момент времени. У игры может быть свой стиль поведения, свои правила, к примеру, определенная форма аттрактора или формула фрактала. Появление впроцессе эволюции биосферы человека рассматривается как необходимость, логический итог развития животного мира. Не исключалась возможность параллельного появления и сумчатого человекав Австралии (игра в морфогенез).
Изоморфизм в природе можно рассматривать как детерминированный феномен, полиморфизм - как стохастический (вероятностный) или чисто случайный.
Доказательство того, что экспериментатор способен влиять на поведение чувствительных к нему квантовых систем ознаменовало переход от классической (объективной, доказательной) науки, в основе которой лежала парадигма "наблюдение - эксперимент - анализ", к неклассической (отчасти субъективной, недоказательной), изучавшей поведение стохастических систем, в которых присутствие исследователя может воздействовать на акт познания. Парадигмой неклассической науки выдвинут принцип изоморфизма: объективными должны считаться те результаты, эффекты которых сходны с результатами исследований в иных сферах. Найти закономерности в хаосе, полиморфизме сложно.
Для описания другой половины объектов с континуальной самоорганизацией, подобно синергетике, А.П. Руденко предлагает ввести особую область знания, другую частную теорию самоорганизации — синкретику (от греч synkretismos - слитное, нерасчлененное соединение разнородного) [5].
В организме человека в данную область знаний можно отнести морфогенетическую роль стромы (соединительной ткани), континуальный (плащевидный) тип строения коры, ретикулярной формации, сознание.
Л.В. Сурков вводит понятие многомерности сознания. В его основе лежит идея континуума, развиваемая в двух тесно взаимосвязанных аспектах - "полевой" природы сознания и "смыслового континуума реальности". Применение идеи континуума позволяет рассматривать сознание и как "нефизическое пространство" порождения предметных реальностей, смыслов, и как "полноценный факт жизни социальной системы, а не бледную копию полнокровного бытия" [3].
Подход к сознанию как к смысловому полю, или континууму, позволяет выявить его:
• синхронность (моменты подобия, резонанса),
• неравновесность (основание "многослойности" континуума),
• полилогичность (динамика "слоев" континуума),
• топологичность (множественность и одновременность существования "точек" смыслового континуума),
• игровой момент (степень свободы смыслов континуума),
• антиномичность, т.е. это есть структура, наиболее полно выражающая характер взаимоотношения "смысловых единиц" континуума, множественность потенциально существующих смыслов в восприятии одного и того же противоречия, признание в качестве определяющей структуры смыслового континуума "поля оппозиций" [3]. Континуальный (полевой) подход к сознанию означает становление новой парадигмы, более всеобъемлющей, чем современные системные концепции, так как ставит задачу описания мира уже не в виде "порядка из хаоса", а как "постоянное взаимодействие и взаимопереход форм разного уровня организованности" [3].
Список литературы:
1. Вагин Ю.Е. Дискретность и непрерывность как философия и естественно-научная проблема / КВ. Судаков, Ю.Е. Вагин // Кванты жизнедеятельности. - 1993. - 214 с.
2. Каганова З.В. Диалектика взаимодействия уровней организации материи / З.В, Каганова // Проблемы целостности в современной биологии. - 1968. - С. 172-193.
3. Каганова З.В., Черемисинов Е.Р. Реферат на кн. Суркова Л.В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. - М.: Наука, 1998. - 163 с. // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - Серия 3. - 1999. - N 3. - С.19-22.
4. Мартынов А. Исповедимый путь (Философские этюды). - М.: Прометей, 1989. - 166 с.
5. Руденко А.П. Самоорганизация и прогрессивная эволюция в природных процессах в аспекте концепции эволюционного катализа / А.П. Руденко // Российский химический журнал. - 1995. - Т.39, №2. - С. 55-71.
|