Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Теоретики и практики современного менеджмента определяют значение культуры организации как одну из составляющих прибыли и конкурентоспособности, успеха и эффективности деятельности, а подчас выживаемости организации. Как система жизнедеятельности, культура организации проявляется в системе ценностей, традициях, нормах поведения всего персонала. Культура выражает отношения не только между членами организации, но и комплекс представлений о ее назначении, целях, результатах ее деятельности, их оценок[2].
Актуальность темы исследования определена необходимостью повышения управляемости социально-экономическим положением аптеки, повышением экономической эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной организационной культуры.
Целью исследования является оценка уровня развития организационной культуры и степени ее влияния на экономические результаты деятельности аптек фармацевтической организации ООО «Форо». На основании полученных результатов планируется разработать рекомендации по корректировке развития организационной культуры исследуемых аптек.
Материалы и методы: в основу алгоритма оценки уровня развития внутренней и внешней корпоративной культуры данных аптек положен метод, заключающийся в отборе показателей, их измерении и поэтапной взвешенной оценке (табл.).
Таблица 1.
Алгоритм оценки уровня организационной культуры ООО «Форо»
|
0-й
уровень
Интегральная оценка
|
Организационная
культура |
1 уровень
Комплексная оценка
|
Субъективная
(внутренняя) культура |
Объективная (внешняя) культура |
2 уровень
Обобщающая оценка
|
Качество управления |
Внутренний имидж |
Потребительский имидж |
Качество обслуживания |
3 уровень
Частная оценка
|
-уровень развития управления |
-социально-психологический
климат |
-расположение аптеки |
-компетентность |
-уровень развития
мотивации и морали |
-коллективизм |
-оформление торгового
зала и витрин |
-скорость обслуживания |
-удовлетворенность работой |
-доброжелательность |
-культурные
представления и нормы |
-коммуникации
-отношение к работе
|
-внешний вид персонала |
|
Оценка показателей производилась по пятибалльной шкале со словесной интерпретацией: частных и обобщающих показателей в интервале «качество плохо развито – качество хорошо развито», «имидж организации отрицательный – имидж организации положительный (позитивный)»,комплексных и интегрального показателей - в интервале «уровень культуры низкий – уровень культуры высокий».
При проведении исследования использовались следующие методы: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Для подтверждения результатов анкетирования применялся тест-опросник.
В качестве респондентов выступали работники и посетители аптеки. Минимальный объем выборки респондентов при бесповторном отборе рассчитывался по специальной формуле [1]. На данном этапе исследования количество опрошенных посетителей составило 150 человек.
Результаты: на данном этапе исследования оценена организационная культура одной аптеки ООО «Форо». Получен высокий показатель внутренней корпоративной культуры (4,2 балла) за счет высоких оценок таких частных показателей как «уровень развития управления» (4,3 балла), «социально-психологический климат» (4,3 балла), «степень развития коллективизма» (4,1 балла). Средний балл (3,7) получили атрибуты «заработная плата» и «распределение премий».
Уровень внешней организационной культуры также оценен как высокий (4,4 балла). Большинство посетителей аптеки (83 %) отметили высокую скорость обслуживания (4,5 балла), широкий ассортимент товаров (4,4 балла), удачное расположение аптеки (4,2 балла) и высокую компетентность специалистов (4,2 балла).
Интегральный показатель оценен как высокий (4,0 балла).
Определено, что формирование внутренней организационной культуры в исследуемой аптеке происходит не целенаправленно, так сотрудники не представляют себе миссию, цели и направление социально-экономического развития организации.
Выводы: таким образом, у исследуемой аптеки сформирован позитивный имидж, способствующий получению высокого экономического результата. Однако сдерживающим фактором развития культуры является отсутствие ее целенаправленного формирования, поэтому разработка рекомендаций по совершенствованию культуры остается актуальной.
Список литературы:
1. Дремова, Н. Б. Компьютерные технологии маркетингового исследования в медицинских и фармацевтических организациях / Н. Б. Дремова, С. Б. Соломка. Курск, 1999. – С.25-26.
2. Тульчинский, Г. Л. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. Москва, 2009. – С.43.
|