Томская Духовная семинария, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
«Ибо восстанет народ на народ и царство
на царство; и будут глады и моры»
(Мф.24:7)
Данное предсказание можно отнести к смертельно опасному для человека заболеванию ВИЧ\СПИДу.
Эта болезнь с каждым днем все больше и больше захватывает людей в свой плен, плен, из которого выбраться практически, невозможно. Человек, чувствуя себя закованным в цепи этой немилосердной и всепожирающей болезни, начинает потихоньку затухать. Обнаруживший в себе эту болезнь начинает ограждаться от внешнего мира, никого не впускает в свой внутренний мир и всех, кто пытается проникнуть в его внутренний мир, воспринимает как потенциальных врагов. Как можно помочь этим людям? Как можно вырвать их из трясины уныния, которая не дает им взметнуться вверх?
На современном этапе Церковь тесно общается с больницами, в том числе реабилитационными ВИЧ\СПИД центрами. «Попечение о человеческом здоровье душевном и телесном искони является заботой церкви» – говорится в основах социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.). Болезнь и страдания не только имеют негативное значение, но могут быть противоядием греху. Страдания подвигают человека «христианина» к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить чувство солидарности и обратить взоры человека к Богу как к Небесному Отцу, сделать его христианином. Болезнь напоминает человеку о смерти, однако для христианина смерть не является врагом; это связано с упоминанием о вечном соединении с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего Христа – Победителя смерти. Православное Предание не рассматривает болезнь как плату за грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, потому что грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих. Святой преподобный Макарий Подвижник говорил: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи». А святитель Иоанн Златоуст сказал: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом, не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты мало ещё наказан» (Иов 33:27) .
Святое Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое может выражаться в трудах милосердия, в духовной поддержке нуждающихся. Слово Божие идёт в мир через пастыря Христова.
Пастырское служение – это, прежде всего, строение Таин Божиих, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий.
Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью участие верных в Евхаристии, через которое они вступают в общение с Богом «составляя одно тело во Христе» (Рим.12:5) .
Пастыри проявляют душепопечительную деятельность в отношении больных ВИЧ/СПИДом, и важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь к своим пасомым. Священнослужители проводят в своих храмах службы для ВИЧ-инфицированных, Русской Патриархией создан даже специальный молебен для больных ВИЧ/СПИДом.
В Томске существует реабилитационный ВИЧ/ СПИД центр, в котором принимают деятельное участие студенты Томской духовной семинарии. В некоторых епархиях при церквах созданы телефоны доверия, где могут оказать психологическую помощь больным ВИЧ-инфицированным, есть попытки создать православный анти-Спид сайт в интернете. В соседних епархиях православные пастыри проводят духовные беседы с больными ВИЧ\СПИДом, занимаются их духовным окормлением. И этот опыт моральной и духовной поддержки больных показывает духовный подъём ВИЧ-инфицированных, они уже готовы жить дальше.
Список литературы:
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М. : Изд. Московской Патриархии, 2000
2. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 2001.
3. Свящ. Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной. – СПб., 1999.
4. Силуянова, И. В. Современная медицина и Православие./ И. В. Силуянова. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.
5. Черкасова, А. Е. Взаимодействие медицины и религии. / А. Е. Черкасова. – М.: «Софт Издат», 2004.
|