Томская Духовная семинария, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Церковь всегда заботилась о здоровье человека в целом, как о телесном, так и о душевном. Такая целостная забота обусловлена учением Православной Церкви о грехопадении, вследствие которого человек утратил благодатное единство с Богом Творцом – Жизнеподателем, и люди стали подвержены болезням, и, в конечном итоге, смерти. Таким образом, грех приводит к болезни не только душевной, но и физической. Душевная болезнь, зачастую, связана с телесным здоровьем. Поэтому и Христос, и Его последователи исцеляли сначала душу, преображая человека, а потом подавали и телесное здравие. Евангелие часто говорит о том, что Господь прежде, чем исцелить человека подводил его к вере. Например, Евангелист Матфей повествует: «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». (Мф. 9:28-29).
Если обратиться к истории отечественной врачебной практики, то мы можем видеть, что берет она свое начало из монастырей, и первыми врачами на Руси были монахи Киево-Печерского монастыря. Много ярких примеров врачей: монахов, преподобных, мучеников было в нашей истории. Большинство известных ученых, в том числе и врачей были людьми глубоко верующими, что и помогало им в их медицинской практике. Некоторые из них совмещали свое церковное служение с медицинским (к примеру, архиепископ Лука Войно-Ясинецкий). Но нужна ли вера врачу, а больным, чтобы врач был верующим? По итогам социологического опроса, проведенного с января 2002 г. по ноябрь 2003 г. в г. Москве и Московской области, верующими себя назвали 30,6 % врачей и «скорее да» сказали 41,2 %. Пациенты больниц, считающие необходимым повышение уровня духовности в медицинской среде, составили 68,8 % и «скорее да» – 20,7 % опрошенных. Но зачем врачу быть верующим, духовным человеком? Разве не достаточно хорошо знать свое дело и исполнять его в контексте заповеди «не навреди!»? Но так как человек не только телесное, но и духовное существо, то ему иногда бывает более необходима духовная поддержка.
Как и у любого человека, у врача есть свои жизненные проблемы, от которых зависит его настроение и зачастую расположение к больному. Сдерживать себя, находить для себя опору и силы для помощи ближнему, возможно только крепкому духом человеку, а дух крепится Силой Божьей, Его благодатью. Поэтому вера в Бога, вера живая необходима людям, трудящимся на благо, для обеспечения здоровья требующим его, делая это с профессионализмом и любовью, излечивая не только тело, но и душу.
Сколько людей живет верой: и покалеченных, и тяжело, а иногда и смертельно больных, понимая, что «все попущено нам Богом за наши грех, для нашего исправления, вразумления». С другой стороны: сколько людей, не имея веры и надежды на Бога, не могут смириться, зачастую, не с самими страшными диагнозами и накладывают на себя руки.
Медицина среди прочих причин болезни: физических, химических и биологических рассматривает еще и социальные факторы. «Нарушение любого из компонентов, – замечает Анна Евгеньевна Черкасова (кандидат медицинских наук), – должно признаваться как болезнь». Таким образом, и социальная неустроенность, и духовная ущербность есть так же болезнь.
В основном медицина работает с физическим компонентом, мало учитывая душевность и духовность человека (за исключением психологии, которая, работая с душой, не затрагивает духовной составляющей человека). Это означает, что существует разграничение зон компетенции и ответственности между религией и медициной в их заботе о человеке. И кроме того, имеет место быть их взаимное дополнение, поскольку вместе они несут ответственность за все поле человеческой личности – за духовную, психическую и физическую жизнь, за духовное, психическое и физическое здоровье.
В основах социальной концепции РПЦ сказано, что «Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию – болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой».
Ранее, да и сейчас при больших клиниках, устраивались церкви, часовни, были (и есть) штатные священники для возможности оказания полноценной помощи больным. Но как священник в данном случае должен иметь необходимые медицинские знания для оказания помощи, так и врач должен иметь не только необходимые богословские знания, но и веру.
Список литературы:
1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 2001.
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Изд. Московской Патриархии, 2000.
3. Свящ. Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной. – СПб., 1999.
4. Силуянова, И. В. Современная медицина и Православие / И. В. Симуянова. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.
5. Черкасова, А. Е. Взаимодействие медицины и религии / А. Б. Черкасова. – М.: «Софт Издат», 2004.
|