Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
В современных условиях хозяйствования
руководитель самостоятельно принимает решения для управления экономической
деятельностью аптечной организации. Экономическая деятельность в условиях
рыночных отношений, ужесточение конкурентной борьбы и иные причины требуют от
руководителя знания методов планирования и управления ассортиментной политикой.
Конкурентное преимущество аптеки во многом определяется компетентностью
руководителя в формировании ассортиментной политики аптечной организации, при
этом важной составляющей является умение изучать спрос и потребность в
лекарственных средствах и, исходя из этого, формировать ассортимент товаров
аптечной организации. Изучение данной проблемы на базе муниципальной аптеки
города Томска показало, что формирование ассортимента проводится руководителем
без использования современных методик, осуществляется пассивно как реакция на
уже совершившиеся изменения в спросе.
Целью нашего исследования стала разработка
рекомендаций по оптимизации ассортиментной политики исследуемой аптеки.
Для определения предмета исследования
проводился анкетный опрос посетителей аптеки. Анкета, предложенная в литературе
[1], была адаптирована нами под цели исследования и позволила выявить
предпочтения покупателей по отношению к ассортименту лекарственных средств
(ЛС), а также определить критерии привлекательности аптеки в глазах
покупателей. Минимальный объем выборки респондентов при бесповторном отборе
рассчитывался по специальной формуле [2]. По результатам анкетирования
выявлено, что в полном объеме пользуются услугами данной аптеки 30% опрошенных,
остальные 70% также пользуются услугами других аптек, так как в данной аптеке
их не устраивает в полной мере ассортимент ЛС и их цена. При этом
первостепенным критерием привлекательности аптеки респонденты назвали
ассортимент ЛС. Таким образом, 70% покупателей можно сделать более активными
клиентами аптеки путем оптимизации ассортиментной политики аптечной
организации. Определено, что покупатели в большей степени (32%) являются
потребителями различных фармакотерапевтических групп для лечения сердечно –
сосудистых заболеваний, а также препаратов с парацетамолом, которые стали
предметом нашего дальнейшего исследования.
На первом этапе ассортимент исследуемых ЛС
изучался коэффициентами глубины и широты. Широта ассортимента характеризуется
числом ассортиментных групп или подгрупп товаров. Глубина ассортимента
характеризуется представлением одного ЛС различными товарными наименованиями.
Широта ассортимента ЛС исследуемых групп была определена как удовлетворительная
(критерий оптимальности - 0,6 – 1,0) и составила: ЛС с парацетамолом – 0,67; ЛС
для лечения сердечно – сосудистых заболеваний – 0,65. Глубина изучаемого
ассортимента не удовлетворительная (оптимальный показатель - 0,6 – 1,0) и
составила: ЛС с парацетамолом – 0,28; ЛС для лечения сердечно – сосудистых
заболеваний – 0,27.Таким образом, аптеке требуется расширение перечня товарных
наименований ЛС, но, в свою очередь, это может привести, как к увеличению
дохода аптеки, если они будут пользоваться спросом, так и к увеличению издержек
обращения при низком спросе на них. Для определения путей оптимизации
ассортимента ЛС по ассортиментным группам и товарным наименованиям проводились
ABC –, XYZ – и SWOT - анализы [3,4].
Сочетанное использование ABC – и XYZ –
анализов позволило нам разделить ассортимент исследуемых ЛС на 9 групп (рис.)
по критериям объем и стабильность спроса. Наибольший интерес для нас
представляла группа CZ. Эта группа в исследуемом ассортименте составила
значительную долю: ЛС с парацетамолом – 78,75%, ЛС для лечения сердечно –
сосудистых заболеваний – 61,8%. Данную группу можно считать резервной для распределения
доходов аптеки при планировании закупок товара.
Объм
спроcа
на ЛС
|
высокй
|
AX
|
AY
|
AZ
|
средний
|
BX
|
BY
|
BZ
|
низкий
|
CX
|
CY
|
CZ
|
|
высокая
|
средняя
|
низкая
|
Стабильность спроса на
ЛС
|
Рис. Матрица ABC- и XYZ - анализа ассортимента ЛС
Для
того чтобы определить пути оптимизации ассортимента резервная группа
подверглась SWOT - анализу. Для реализации данной методики была разработана
специальная анкета для посетителей аптеки, которые выступали в роли экспертов
оценивающих слабые и сильные стороны ЛС группы CZ. Результаты SWOT - анализа
позволили разработать рекомендации для перевода слабых сторон в сильные по
каждому из исследуемых ЛС. Если сильные стороны превалировали над слабыми,
аптеке рекомендовалось активизировать продвижение ЛС покупателям такими
способами как информационная поддержка товара, использование дополнительной
рекламы, оптимизация товарной выкладки на витринах и некоторыми другими
приемами. Если слабые стороны превалировали над сильными, то аптеке предлагалось
исключить данные ЛС из ассортимента или сократить объем их закупок, а
освободившиеся средства перераспределить на закупку ЛС других групп (AX, AY,
BX, BY).
Одним из направлений совершенствования
ассортиментной политики аптечной организации является процедура оптимизации
объемов закупок ЛС. Это актуально в первую очередь для ЛС, спрос на которые
подвергается серьезным сезонным колебаниям, что вызывает трудности при
планировании объемов их закупок. Данная проблема может решаться с помощью
определения формулы тренда потребления, которая учитывает влияние сезонных
факторов спроса на объем продаж ЛС. Нами были построены трендовые модели
потребления ЛС с парацетамолом и предложены руководителю аптеки для
планирования объемов их закупок.
Список литературы:
1. Власова,
О. Кто он покупатель аптечных товаров? / О. Власова // Российские Аптеки.
-2004. – № 7- 8. – С. 33-36.
2. Дремова,
Н.Б. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и
фармацевтических организациях / Н.Б. Дремова, С.В. Соломкина. – Курск, 1999. –
С. 25-26.
3. Лоскутова,
Е. Е. Рациональный ассортимент – основа эффективной деятельности аптечной
организации / Е. Е. Лоскутова, Т.В. Пак, М.А. Тарасенко // Новая аптека. Сер.
Аптека и рынок. – 2001.- № 1. – С. 39-44.
4. Дремова,
Н.Б. Маркетинговый анализ препаратов ацетилсалициловой кислоты с позиции товар
/ Н. Б. Дремова // Новая аптека. – 2003. - № 2. – С. 49-54.
Кошечкин, С.А. Алгоритм прогнозирования объемов продаж в MS EXCEL / С.
А. Кошечкин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 5. – С. 34-42.
|