Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Аптечная организация осуществляет свою
производственно-торговую деятельность на рынке самостоятельно, но в условиях
конкуренции. Аптечные организации вступают между собой в конкурентные отношения
в борьбе за потребителя (покупателя). Проигравшие в борьбе обычно становится
банкротами.
Чтобы не стать банкротом, аптечная
организация должна постоянно следить за хозяйственной ситуацией на рынке и
обеспечить себе высокую конкурентоспособность. Одним из инструментов
исследования рынка и обеспечения конкурентоспособности является анализ
коммерческой деятельности аптечной организации. Важным звеном анализа является
анализ затрат [2].
Деятельность любой, в т.ч. аптечной
организации связана с разнообразными затратами трудовых, финансовых и материальных
ресурсов. Затраты являются важнейшим экономическим показателем, определяющим
результаты деятельности аптечной организации. В условиях усиливающейся
конкуренции на фармацевтическом рынке роль анализа затрат аптечной организации
возрастает, т.к. затраты относятся к тем внутренним показателям, управление
которыми позволяет увеличить прибыль аптечной организации.
Целью данной работы является выявить
наиболее ёмкие статьи затрат и провести анализ изменения затрат за отчётный
период.
Задачи: распределить затраты по статьям,
рассчитать абсолютные и относительные показатели затрат, а также отклонение
показателей в абсолютных и относительных величинах.
При анализе и для целей управления большое
значение имеет принятая на предприятии классификация и система учета затрат.
Существует множество классификаций затрат по различным признакам. В аптечных
организациях для аналитического учета затрат используют классификацию в
зависимости от характера, условий и направления деятельности аптеки. При учете
затрат и контроле за расходами руководствуются ПБУ 10/99 «Расходы организация»,
утверждённым указом Министерства Финансов РФ от 6.05.1999 г. №33 н с
изменениями и дополнениями от 30.12.1999 г. и от 30.03.2001 г., а также 25
главой НК РФ «Налог на прибыль организации» (ст.252 –270). Аптечные организации
используют «Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат,
включённых в издержки обращения и производства и финансовый результат, на
предприятиях торговли и общественного питания», утверждённый Министерством
Финансов РФ и Комитетом РФ по торговле от 20.04.1999 г. №1–550/32-2 [1,3].
В аптеке, деятельность которой была
подвергнута анализу, затраты подразделяются на затраты, связанные с
производством и реализацией ЛС, и внереализационые затраты. Затраты выражаются
в абсолютных величинах и относительных - уровень затрат. Уровень определяется
как отношение суммы затрат к объёму реализации и выражается в процентах.
По результатам анализа данных,
представленных в таблице, выявлено повышение, как объема реализации, так и
суммы общих затрат. Повышение материальных расходов связанно с повышением
тарифов на коммунальные услуги и горюче-смазочные материалы, а также с
повышением покупной стоимости реализованных товаров Повышение отчислений на
социальные нужды связанно с оплатой больничных за счёт средств аптеки, а не
фонда социального страхования.
Уменьшение суммы по статье «Амортизация»
связано с тем, что основные средства в аптеке не обновлялись. По некоторым
группам основных средств амортизация начислена полностью в предыдущие отчетные
периоды. Повышение прочих расходов, связанно с повышением тарифов на услуги за
пользованием телефона, расходов на ремонт автотранспорта и др.
Таблица - Реализация и анализ затрат по видам
деятельности.
Показатель
(руб.)
|
2002
г.
|
2003
г.
|
Отклонение
|
Сумма
|
Уровень,
%
|
Сумма
|
Уровень,
%
|
Абсолютное
|
По
уровню
|
%
|
Затраты,
связанные с производством и реализацией ЛС
|
1.Материальные
расходы
|
3163190,25
|
72,48
|
4703861,73
|
76,03
|
+1540671,48
|
+3,55
|
+48,71
|
1.1.
Покупная стоимость реализованных товаров
|
3027000,00
|
69,36
|
4512000,00
|
72,93
|
+1485000,00
|
+3,57
|
+49,06
|
1.2.
Прочие материальные расходы
|
136190,25
|
3,12
|
191861,73
|
3,1
|
+55671,48
|
0,02
|
+40,88
|
2.
Оплата труда
|
885078,45
|
20,28
|
1022711,10
|
16,53
|
+137632,70
|
-3,75
|
+15,55
|
3.
Отчисления на социальные нужды
|
135519,14
|
3,11
|
214087,42
|
3,46
|
+78568,28
|
+0,35
|
+57,98
|
4.Амортизация
|
8580,84
|
0,2
|
6520,33
|
0,11
|
-2060,51
|
-0,09
|
-24,01
|
5.Прочие
расходы
|
40805,02
|
0,94
|
80022,83
|
1,29
|
+39217,81
|
+0,35
|
+96,11
|
Итого
|
4233173,70
|
97,00
|
6456148,85
|
97,42
|
+2222975,05
|
+0,42
|
+52,51
|
В
т.ч Издержек обращения
|
1206173,7
|
27,64
|
1944148,85
|
24,49
|
+737975,15
|
-3,15
|
+61,18
|
Внереализационные
затраты
|
1.
ЕНВД
|
31052,99
|
0,71
|
84102,53
|
1,36
|
+53049,54
|
+,065
|
+170,84
|
2.
Пеня за неуплаты налогов
|
-----
|
-----
|
3129,98
|
0,05
|
+3129,98
|
+0,05
|
+100,00
|
3.
Другие расходы
|
-----
|
-----
|
17130,00
|
0,28
|
+17130,00
|
+0,28
|
+100,00
|
4.
Убытки
|
710,34
|
0,016
|
-----
|
-----
|
-710,34
|
0,016
|
-100,00
|
Итого
|
31763,33
|
0,73
|
104362,51
|
1,69
|
+72599,18
|
+0,96
|
+228,56
|
Всего
расходов
|
4264937,20
|
97,73
|
6131935,70
|
99,11
|
+1866998,50
|
+1,38
|
+43,78
|
Реализация
|
4364000,00
|
Х
|
6187000,00
|
Х
|
+1823000,00
|
Х
|
+41,77
|
Увеличение
внереализационных затрат связано в большей степени с увеличением Единого налога
на вменённый доход (ЕНВД) и расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой
кадров. Однако, повышение внереализационных расходов на 10% при увеличении
объема реализации на 2% требует более детального анализа.
Список литературы:
1. Ананькина,
Е. А. Управление затратами / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. – М. :
«Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. – 64 с.
2. Мицкевич,
А. Управление затратами и прибылью / А. Мицкевич. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Инвест :
Институт экономических стратегий, 2003. – 192 с.
3. Орехов,
Н. М. Распределение затрат производственной аптеки по видам деятельности / Н.
М. Орехов // Новая аптека. Сер. Аптека и рынок. – 2002. - №9. – С. 29-34.
|