Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЯ

Печать E-mail
22.12.2010 г.

Курганский государственный университет (г.Курган)

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.

Скачать сборник целиком

Анализ научной литературы показывает, что понятие "позиция" рассматривалось с разных точек зрения в русле философии (жизненная позиция - К.А. Абульханова-Славская); социологии и социальной психологии (социальная позиция - Г. М. Андреева, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.); психологии личности - позиции личности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, психологии труда, возрастной и педагогической психологии - ролевая позиция, внутренняя позиция (Л. И. Божович, Н. Е. Веракса, В. С. Мухина, Л. А. Петровская и др.); родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т.В.Брагина, Т.В.Снегирева, А.С.Спиваковская, А.А.Чекалина, О.В.Шапатина) [1].
Родительская позиция представляет собой интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери. Являясь в период становления родительства производным общих позиций личности, родительская позиция оказывает на них обратное влияние в период зрелости родителя.
Современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:
- отсутствием диалектического подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими видами (жизненная, личностная, социально-ролевая), которые, несомненно, оказывают влияние на их формирование и с которыми они находятся во взаимодействии;
- нечеткостью, расширительной трактовкой понятия "родительская позиция" как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительские отношения, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания;
- отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;
- рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии и неопределенности характера их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
- преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований родителей подростков;
- отсутствием моделей формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, М.Ю. Кондратьев, А.В.Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.). [1,3]
Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к отчуждению подростков от родителей, которые должны принять подростковость и ее экспериментирование с независимостью.
Однако, как показывают исследования (Е. Е. Ромицына, 1998; И. А. Хоменко, 1995; Елизаров А. Н., 1995 и др.) и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой. Поскольку родительские позиции занимают важное место в интегральной структуре родительства, их неадекватность и негибкость, особенно в отношении детей-подростков является фактором нарушения воспитательной практики семьи. [5]
Таким образом, возникает противоречие между перестройкой внутренней позиции подростков, возрастными проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с непринятием подростковости родителями и неадекватностью родительских позиций.
Главная идея исследования заключается в том, что адекватность родительских позиций как фактор, обусловливающий характер воспитательной практики семьи, связана с учетом общей ситуацией развития подростков и конкретных воспитательных ситуаций; психологических особенностей подростков; ролевым соответствием отца и матери и позитивным восприятием воспитательной практики родителей глазами ребенка.

Одной из задач нашего исследования было уточнение психологической сущности родительской позиции как системы отношений родителя и теоретических представлений об ее месте в интегральном взаимодействии позиций личности и адекватности.
Рассматривая родительские позиции в семьях подростков, в качестве теоретической основы исследования мы опираемся на концепцию отношения В. Н. Мясищева. [4]
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики:
• воспитательная практика родителей (отцов и матерей) - тест "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR) Е.С.Шеффера , модифицированный З. Матейчиком и П. Ржичаном (1983), апробирован в России Е. Н. Ромициной;
• нарушения семейного воспитания - опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера;
родительские позиции - модифицированный вариант методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л.Н. Собчик, в модификации Р.В. Овчаровой; методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой; методика В. С. Торохтия "Социально-ролевая адекватность", методика Г. Пэйна "Воспитательная позиция матери и отца.
Экспериментальной базой исследования явились школы №№36,47, 57 г. Кургана, Кетовская и Половинская средняя школы Курганской области и Ханты-Мансийская средняя школа Тюменской области. Выборка составила 150 полных семей, имеющих детей подросткового возраста разного пола, трех возрастных подгрупп (11-12, 13-14, 15-16 лет).
Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения [4; с.35-39].
Позиция личности означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. В. Н. Мясищев выделил три области проявления этих отношений: явления природы (мир вещей); люди и общественные явления; сам субъект - личность.
Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе связаны с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче.
Отталкиваясь от данных положений, можно трактовать родительскую позицию как систему отношений личности родителя к особому роду деятельности - воспитанию детей.
Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери), родительской роли, родительству в целом и воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье.
Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.
Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении, как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие роли отца приводит к изменению родительской позиции матери. Сначала она становится неустойчивой в плане социально-ролевой адекватности, а затем перверсивной. Подобный механизм срабатывает и у отцов.
Отношение к себе как родителю, как показало наше исследование, во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный - неуверенный, уступчивый -доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.
Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.
Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности.
Согласно теоретическим положениям системного подхода и накопленным эмпирическим фактам, очевидно, что все виды отношений родителя, трансформируются в родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента приводит к изменению других элементов и системы в целом. Другими словами, если меняется отношение к ребенку, то это отражается на отношении к родительской роли,  родительству, воспитательной практике, себе как родителю и т.п. При изменении родительских позиций подвергаются трансформации все другие отношения родителя.
На основании критериев отношений родителя можно представить типологию родительских позиций родителей подростков.
В таком случае адекватная родительская позиция будет характеризоваться эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных родительских ролей. Родители этой категории воспринимают родительство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип позиции обусловливает ответственное, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике.
Неадекватные родительские позиции находятся на противоположных полюсах - потакающая и отстраненная. Кроме того, у части родителей позиция не сформирована. Она может носить противоречивый характер - неустойчивая позиция. Ее главными признаками является противоречивое отношение к ребенку; амбивалентность в принятии роли одним или обоими родителями; неуверенность родителя; амбивалентное отношение к родительству как приносящему радость и счастье и требующему больших усилий по саморазвитию, самоизменению. Этот тип позиции обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.
Потакающая родительская позиция характеризует неуверенного, добросердечного, уступчивого, не доверяющего ребенку родителя она связана с гипертрофией родительской роли, приводит к излишней концентрации внимания на ребенке. Такие родители определяют родительство как тяжелое, приносящее неприятности. Этот тип позиции также обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.
Излишне требовательная родительская позиция связана с концентрацией внимания на ребенке, гипертрофией родительской роли, восприятием родительства как сферы самоутверждения, недоверчивостью, доминантностью, излишней требовательностью родителей. Этот тип позиции обусловливает повышенную моральную ответственность, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике, которую они считают правильной.
Отстраненная родительская позиция обнаруживает себя в равнодушное отношении к ребенку; доминантности и недоверчивости родителя; отвержении родительской роли. Родителям свойственно рассматривать родительство как требующее слишком больших изменений в себе и саморазвития. Этот тип позиции обусловливает последовательно безответственное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике.
Последний тип неадекватной родительской позиции связан с путаницей ролей отца и матери, тенденцией к доминированию, излишней концентрацией на ребенке одного и неуверенностью, отстраненностью другого родителя. Этот тип позиции мы назвали перверсивной. Этот тип позиции обусловливает непоследовательное, безответственное и уверенное у одного родителя и неуверенное у другого родителя отношение к воспитательной практике.
На наш взгляд, адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности подростка и родителей, самореализации в родительстве. Ее ведущими мотивами являются мотивы сохранения отношений с ребенком и другим родителем, мотивы помощи, сотрудничества. Главной ценностью является личность. Родительская установка может быть выражена формулой "Вместе мы можем и должны...". Воспитательная практика семьи характеризуется позитивным настроем.
Потакающая родительская позиция обусловлена целями сохранения отношений с ребенком и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее ведущими мотивами являются мотивы страха, избегания неудач, конкуренции с другим родителем, консолидации с ребенком, мотивы помощи. Личность ребенка является сверхценностью для родителя при низкой ценности его собственного Я. Родительская установка может быть выражена формулой "Родитель должен, ребенок сам не может.". Воспитательная практика семьи характеризуется гиперпротекцией, инфантилизацией ребенка.
Отстраненная родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы - это мотивы конкуренции родителей между собой, превосходства родителей над ребенком. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и сверхценность родителей. Родительская установка может быть выражена формулой "Ребенок должен и может.". Воспитательная практика семьи характеризуется автономностью детей.
Неустойчивая родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее ведущими мотивами мотивы избегания неприятностей и компенсации собственных недостатков. Наблюдается сверхценность родителя при низкой ценности ребенка. Родительская установка может быть выражена формулой "Родитель и ребенок должны, но не всегда могут.". Воспитательная практика семьи характеризуется непоследовательностью.
Перверсивная родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы - это мотивы конкуренции родителей между собой, мотивы власти, избегания неудач. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и одного из родителей, сверхценность другого родителя. Родительская установка может быть выражена формулой "Ребенок должен, один родитель не может, другой родитель обязан...". Воспитательная практика семьи характеризуется враждебностью.
У отцов подростков преобладают позиция снисходительного самопожертвования и излишней требовательности, у матерей - доминирующая гиперпротекция, сверхавторитет матери и излишней концентрация на ребенке. Оба родителя подростка реализуют авторитарную, противоречивую и доминантную позиции по отношению к подростку. Психологические механизмы формирования родительских позиций в семьях подростков имеют половую дифференциацию. У отцов - это механизм самоутверждения отца за счет подавления ребенка. У матерей - механизм самоутверждения матери за счет консолидации с ребенком. Общим психологическим механизмом формирования родительских позиций отцов и матерей является механизм проекции неадекватности родителя (отца, матери) на воспитательную практику в семье.
Основным критерием, определяющим эффективность родительских позиций, является их адекватность, то есть учет социальной ситуации развития подростков и конкретных воспитательных ситуаций, а также воспитательных ролей отца и матери. В первом случае, адекватность предполагает такие изменения родительских позиций, которые не мешают обособлению подростков от родителей, признают автономность внутреннего мира подростка при сохранении эмоциональной близости, заинтересованности и ответственности родителей за воспитание. Во втором, - социально-ролевую адекватность родителей. Признаками адекватности родительских позиций являются: динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согласованность, комплиментарность и прогностичность.
Итак, родительская позиция может быть рассмотрена как система отношений родителя, которая обусловливает характер воспитательной практики в семье. В качестве этих отношений выступают: отношения родителя (отца, матери) к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери) и родительству в целом.


Литература:
1. Жигалин С. С. Психологическая сущность и типология родительских позиций //Наука и образование Зауралья 2003. - № 1 . - С. 125-131 (соавт.).
2. Жигалин С. С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка //Международная конференция "Психология общения: социокультурный анализ". - Ростов-на Дону: Российское психологическое общество; Ин-т Психологии РАН и др., 2003. - С 249-250 (соавт.).
3.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов/ М.:ACADEMIA, 2000. - С. 347-352, 370-371.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва - Воронеж: Ин-т практич. психологии, НПО "Модэк", 1995. - С. 348.
5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2021.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99