Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
1. Введение
В современном представлении понятиям «болезнь», «недомогание» традиционно придается отрицательное значение. Считается естественным, что каждый здоровый человек стремится избежать болезни, а каждый заболевший – как можно скорее выздороветь. Тем не менее, на практике нередко встречаются случаи, когда вдруг наступившее заболевание приветствуется человеком. Например, внезапный приступ плохого самочувствия непосредственно перед началом особенно неприятного рабочего дня – прекращающийся ровно в тот момент, когда о том, чтобы куда-то еще успеть, не может быть и речи. Более того, зачастую человек осознает, что на этот раз в его власти выбирать: заболеет он сегодня или нет – и результат выбора бывает различным. В другом случае, наоборот, болеющий человек продолжает уже активно сопротивляться выздоровлению, а часто и возвращению хорошего настроения. Обнаруживается достаточно явная связь между психическим состоянием человека и его самочувствием (т. е., восприятием собственного физического состояния) [1, ч.6]. При этом изменение самого физического состояния может как наблюдаться объективно, так и нет.
Тем не менее, сам факт ухудшения самочувствия в данном случае (назовем его «добровольным недомоганием») вполне объективен, и может являться основанием для изменения своего поведения в желаемую сторону.
Возникает вопрос: какова связь между желанием человека оказаться в положении больного и изменением объективной ситуации?
2. Страдание как основа «добровольного недомогания»
В настоящее время известны различные представления о природе болезни. К ним можно отнести определения болезни как нарушение равновесия различных процессов, веществ или сил в организме, неумеренность в чем-либо и ее последствия, нарушение способности к адаптации и.т.д. [1].
Но так или иначе в любом случае о присутствии болезни в организме заставляют задуматься такие ее проявления, как:
1. наличие боли или любого другого дискомфорта, страдание в любом его проявлении;
2. нарушение какой-либо функции;
3. отклонение от нормы в ту или иную сторону.
Для «добровольного недомогания» на первый план выходит именно связанное с «болезнью» страдание; и именно боль или дискомфорт чаще определяют и возможное нарушение функции (не просто «я не могу встать с постели», а «я чувствую себя таким разбитым, что не могу встать с постели»). Определяющим будет не утверждение «Со мной что-то не в порядке» или «Я не могу (что-то)», а «Я плохо себя чувствую».
Факт страдания становится необходимым и достаточным условием недомогания. Т.о., присутствие одного будет считаться неразрывно связанным с присутствием другого – поэтому в дальнейшем эти два понятия могут рассматриваться как синонимы.
3. Претворение в реальность совершенного выбора
Итак, допустим ситуацию, в которой недомогание, плохое самочувствие являются залогом достижения той или иной цели – и становятся желательными. В одних случаях такие желания находят свое воплощение (причем выглядит это так, как будто это происходит само по себе), в других – нет, оставаясь на уровне «А хорошо было бы, если бы…».
В связи с этим можно выделить два возможных отношения человека к собственным желаниям: одни из них он воспринимает как желания, которые могут не исполниться, другие – не могут не исполниться. [2, 3].
Исполнение первых из них зависит не только от воли желающего, но и от его усилий, внешних обстоятельств и.т. д.
Вторые чаще всего действительно исполняются, и при этом настолько неразрывно связаны со своим исполнением, что могут в качестве желаний даже не восприниматься; превращение «мысль-реальность» происходит, минуя стадию собственно хотения.[3]. Скажем, если человек хочет согласиться с каким-либо утверждением, он просто скажет: «Я согласен», и его воля таким образом воплотится в реальность.
Ярким примером абсолютной уверенности в исполнении собственной воли являются детские игры [4]. Если маленький ребенок, играя, говорит: «Я – лев!», то он не задумывается о том, что «львы на самом деле выглядят не так». Он полностью входит в соответствующую роль, отдаваясь ей самозабвенно, с полной верой в реальность своего состояния. Впоследствии, становясь старше, он узнает, что все-таки является человеком и ничем иным быть не может. Возможно, он еще будет продолжать играть в те же игры, но уже без веры в них. И вскоре игры потеряют вкус.
Нечто подобное можно предположить в случае «добровольного недомогания».
Осуществляя свой выбор в сторону недомогания, болезни, человек далее без всяких дополнительных усилий принимает на себя эту роль, входит в нее – а необходимым условием подобной роли является именно самоотдача и абсолютная вера в собственную роль.
В таком случае веру в собственное недомогание можно было бы считать просто еще одной формой самообмана. Но не надо забывать, что убеждение человека в собственном страдании не может быть ложным, также как и убеждении в собственной вере или неверии во что-нибудь, или о принятом решении, или об отношении к чему-либо. Поэтому, если человек начинает верить, что испытывает страдание –он действительно начинает его испытывать, не менее реально, чем если бы оно было вызвано какими-либо внешними причинами.
Таким образом, можно сказать, что «добровольное недомогание» наступает тогда, когда желание заболеть (оказаться в роли страдающего человека) проявляет себя как желание-выбор, выбор, исходящий от самого человека, независимо от внешних обстоятельств (которые могли бы способствовать или препятствовать исполнению «просто желания»).
Список литературы:
1. Общая психопатология К. Ясперс [ Электронный ресурс] Электрон. дан.
2. Дворецкая Е.В. Желание истинного желания: удовлетворение морального чувства // Философия желания – Спб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2005. – С. 18-24.
3. Мурейко Л.В. Об исполнении желаний // Философия желания. – Спб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2005. – С. 48-54.
4. Пеев Г.И. Желание и беспечность // Философия желания – Спб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2005. – С. 153-163.
|