Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
В 2006 году человечество отметило 250-летие со дня рождения и 215 годовщину со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Моцарт – уникальное явление в истории человеческой культуры. Своей жизнью и творчеством он выразил важнейший культурный опыт, запечатлевший себя в чувстве меры, стройности и гармонии «внутреннего лада» [1]. Гете, Стендаль в один ряд ставили имена Рафаэля и Моцарта. Б. Зайцев, М. Гершензон моцартовское начало увидели в творчестве Пушкина. «Основное впечатление тут будет радость. Радуешься излучению легкой светлости, простоты, прямодушия»[1]. А.М. Резников видит объединяющую основу творчества Рафаэля, Моцарта. Пушкина в том, что оно выразило вечно «детское, юношеское восприятие мира» [2]. Прожив 35 лет, Моцарт оставил внушительное творческое наследие – всего 626 произведений, среди которых оперы, балет, вокально – симфонические произведения, Реквием.
Жизнь и творчество Моцарта – предмет исследования историков, музыковедов, философов, медиков. Особая тема – загадка смерти Моцарта, смерти ранней, скоропостижной, связанной с таинственными обстоятельствами погребения, породившей немедленную версию об отравлении. К тайне смерти Моцарта нельзя приблизиться, не отметив некоторые биографические детали жизни великого композитора.
Моцарт родился 27 января 1756 г. в г. Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт, композитор и теоретик. Высокая детская смертность была обычным явление в то время: из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными способностями: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, а тем временем в возрасте трех лет Вольфганг подбирал мелодии на клавесине. С юных лет Моцарт начал концертировать, поражая слушателей искусными импровизациями и мастерством игры на скрипке, клавесине, органе.
Период с марта по сентябрь 1778 г. был самым неудачным временем для Моцарта: 3 июля скончалась его мать. Парижские придворные круги постепенно утратили интерес к молодому композитору. Против воли отца 4 августа 1782 г. Моцарт женился на Констанце Вебер. У них было шестеро детей, из которых выжили двое: Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг. Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и её муж. В мае 1787 г. скончался отец композитора, и с этого времени у Моцарта возникают депрессивные состояния. Навсегда ушли в прошлое блеск успеха и радости молодых лет. В 1789 г. пошатнулось здоровье у Констанцы, потом – у самого Моцарта. Материальное положение семьи стало просто угрожающим. Вольфганг был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился «черный человек» и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над произведением, пока силы не оставили его. Констанца в то время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. Моцарт впал в бредовое состояние, в час ночи он отвернулся и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора святого Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище, где он и был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре забыто.
На сегодняшний день существует две теории смерти Моцарта: неизвестное заболевание и отравление.
Сторонники первой теории выдвигают ряд различных диагнозов в связи со сходством некоторых симптомов. По мнению академика РАМН, профессора, доктора медицинских наук В. А. Насоновой, «описание болезни и смерти Моцарта, действительно, наиболее характерно для ревматизма и его осложнений… Последнее остро возникшее заболевание больше всего напоминает вторичный инфекционный эндокардит. В пользу такого вывода свидетельствуют такие симптомы, как лихорадка, геморрагические высыпания на теле, потливость, быстрое развитие нефротического синдрома с явлениями почечной недостаточности. На тяжелое нарушение функции почек указывают выраженный отечный синдром, неприятный запах, частая рвота, боли в пояснице и энцефалопатия, проявляющаяся головными болями и крайней астенизацией больного»[5]. Дело в том, что когда шестилетний музыкант начал давать концерты, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей, возбудителем которой является бета-гемолитический стрептококк группы А, вызвавший в последствии ревматический артрит.
Сторонники второй теории утверждают, что Моцарт был отравлен. Первым среди претендентов на роль отравителя называют Сальери. Антонио Сальери – придворный композитор императора Иосифа II, учитель Бетховена, Листа, Шуберта и др. Когда Моцарт приехал в Вену и начал давать концерты, между ним и Сальери разгорелось соперничество, породившее у Сальери чувство зависти. По мнению С. Булгакова, зависть есть болезнь дружбы, так же как ревность есть болезнь любви. Моцарт стал жертвой именно этой нравственной болезни, настигшей Сальери и отравившей его отношения с Моцартом. Если дружба есть выход за пределы себя, самоотречение, способность увидеть себя в Другом, то зависть есть ограничение самого себя. Первообраз зависти в истории культуры – Иуда, предавший Учителя. Зависть – болезнь души, теряющей «высшее благородство духа»[4].
Считается, что Сальери отравил Моцарта медленно действующим ядом Acqua Toffana (его составила неаполитанка по имени Тоффана, он содержал такие основные компоненты как мышьяк и свинец). Позднее, в 1823 г. Сальери признался в своем преступлении и попытался покончить с собой, однако это заявление могло быть сделано в состоянии душевного расстройства. Потому оно не может восприниматься как безусловно достоверное. Спор сторонников естественной причины смерти Моцарта и авторов, настаивающих на том, что отравление – главная причина трагедии, различие позиций исследователей по вопросу о причинах смерти композитора неизбежны ввиду отдаленности во времени обсуждаемого события, но интерес к нему остается неизменным, также как неизменно восхищение бессмертной музыкой, которая, по словам П.И Чайковского, является высшим явлением красоты в мире музыкального творчества.
Список литературы:
1. Зайцев, Б.К. Пушкин. (Перечитывая его) / Б.К. Зайцев // Русская мысль. – 1949. – № 141. - С. 297-300.
2. Резников, А.М. Возрастные категории и их роль в исследовании творческой деятельности и сознания художника / Резников А.М. // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – Вып. 24. - С.102-103
3. Камаева, О. И. Последняя болезнь Моцарта / О.И. Камаева // Тер. архив. – 1996. – Т. 68, № 6. – С. 84 – 87.
|