Томская Духовная семинария, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
«Почитай врача честью по надобности
в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание»
(Сир. 38:1-2).
Согласно Библии, исцеление поврежденного болезнью человеческого естества является исполнением Божьего замысла о человеке. Врачевание или медицинская деятельность предстает пред нами установленной от Бога, т.к. если здоровье – это Божий дар, то и возможность вернуть потерянное здоровье, вылечить больного человека тоже является Божьим даром. Поэтому деятельность врачей носит на себе отпечаток Божественного. Большое значение медицинской деятельности можно подтвердить примером Господа Иисуса Христа, Который часто в своем земном служении исцелял людей. Многие святые Православной Церкви были врачами по профессии: святые бессребреники Косьма и Домиан, великомученик и целитель Пантелеймон, всем известен современный врач и святитель Лука Войно-Ясенецкий. Они стали святыми благодаря своей вере, праведной жизни и благодаря воплощению в своей деятельности христианских идеалов, нравственных норм, заповедей, которые дал Бог. Но если бы врачебная деятельность была чужда христианскому пониманию мира, то смогли бы они стать святыми?
Что же есть во врачебной деятельности сходного с основными христианскими нормами, представлениями об устройстве мира и человека? Первое – это понятие здоровья и понятие болезни. Второе – это те принципы, которыми должны руководствоваться врачи при оказании медицинской помощи.
Понятие здоровья и здорового человека согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения звучит так: «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5]. Из этого определения видно, что человек здоров тогда, когда здорово не только тело, но и душа. То есть задача медицинской деятельности в исцелении всего человека. И по Православному пониманию здоровье души неразрывно связанно со здоровьем тела, а болезнь и смерть являются проявлением греховности и падшести человеческой природы: «Похоть … рождает грех,… а грех рождает смерть» (Иак 1:15), и необходимо исцеление так же всей природы человека (души и тела) для достижения нормального состояния. Здесь мы видим необходимость взаимодействия и взаимодополнения медицины и религии, больницы и Церкви.
Теперь переходим ко второму пункту. Особое значение для осмысления профессиональной медицинской деятельности приобретает мотивационная основа. «Любовь к ближнему должна быть ведущим фактором – в противовес коммерческому интересу» [5]. Врачу необходимо наличие умения подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность – это не только необходимые свойства личности врача, а еще и свидетельство его профессионализма. Поведение врача должно мотивироваться интересами и благом пациента. «Человеколюбие – это основополагающий критерий выбора профессии» [4]. Исходя уже только из этих посылок, можно говорить о деятельности врачей как о подвиге, врач призывается к отказу от эгоизма и к самопожертвованию. А о самопожертвовании как раз и говорится в Евангелии: «Нет больше любви той, чем положить душу свою за ближних своих» (Ин. 15:13). И эту Евангельскую заповедь врач воплощает в своей повседневной деятельности: постоянный контакт с больными предполагает возможность заражения, материальная база очень слаба, медицинское оборудование стареет, часто нет нужных медицинских препаратов, заработная плата оставляет желать лучшего. Но, не смотря на все эти факторы, медицинские работники стараются отнестись к человеку по-человечески, что уже является подвигом. В современных условиях труда, когда везде царит выгода и жажда наживы, медицинский работник напоминает «милосердного самарянина», о котором Господь сказал притчу в Евангелии (Лк. 10:30-37). Потому что вопреки, напрашивающемуся жестокосердию, которое было бы естественно в такой ситуации, медицинские работники пытаются сохранить милосердие в таком нелегком труде и опять воплощают в жизнь слова Иисуса Христа: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Милосерд» (Лк. 6:36).
Во многих морально-этических принципах, которыми официально руководствуются врачи, есть, хотя бы в зачатке, те идеалы, которые потом в полноте явились в христианстве. «Принцип Гиппократа» – «не навреди», слова из его клятвы «Воздерживаться от всякого вреда и несправедливости», говорят о том, что уже с древности к людям, занимающимся врачеванием, применялись особые требования, и что профессию врача избирали люди, обладающие особыми качествами. «Принцип Парацельса» – «делай добро», появился в христианскую эпоху и несет в себе многие христианские мотивы: «В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента латинское понятие «патер» – «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога» [3]. Значит, отношения между врачом и пациентом можно сравнить с отношением между священником и духовным чадом или Богом и человеком. В других принципах «соблюдения долга» [3] и «уважении прав и достоинств человека» [3] есть основы христианства, но они уже начинают искажаться под действием падшего человеческого разума. Поэтому хотя врачебная деятельность и является по сущности христианской, но для сохранения своей чистоты и высоты она должна опираться на источник истинной чистоты и святости – Бога. Поэтому Православная Церковь считает важным «ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учреждений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики» [2]. Если этого не будет происходить, то постепенно медицинская деятельность, подвергаясь воздействию и изменению со стороны падшей человеческой натуры, может стать не только не христианской, но и антихристианской, что мы видим в частности в легализации абортов.
Список литературы:
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М. : Изд. Московской Патриархии, 2000
2. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 2001.
3. Свящ. Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной. – СПб., 1999.
4. Силуянова, И. В. Современная медицина и Православие./ И. В. Силуянова. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.
5. Черкасова, А. Е. Взаимодействие медицины и религии. / А. Е. Черкасова. – М.: «Софт Издат», 2004.
|