Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Со второй половины Х1Х века ведущим направлением развития естествознания, как известно, стал поиск всевозможных подходов к познанию того или иного объекта окружающей природы и стремление создать концепции их эволюционного развития. В то время как в этом направлении достигнуты существенные результаты, вместе с тем, изучение нравственного начала людей, их духовной культуры происходило в отрыве от естественных процессов в природе. Мысль о том, что «человека надо изучать в единстве его плоти, духа и окружающей природы» была высказана известным физиологом И.Сеченовым еще задолго до глобального осмысления роли природных явлений в становлении общества.
Х1Х век был самым интересным историческим периодом как во всем мире, так и на Северном Кавказе, поскольку вопросы жизнеобеспечения вызывали волнение одинаково как у населения, так и у государственных деятелей. Кроме того, период окончания многолетней Кавказской войны и проведение буржуазных реформ, дали толчок новому этапу развития народов, проживающих в этом крае. Вместе с тем эти процессы привели к резкому изменению экологического мышления населения. Указанная выше проблема стала отправной точкой нашего исследования.
История развития народов Северного Кавказа как эколого-культурного сообщества, выявила нравственные ценности, полученные от прежних поколений, которые помогли сделать вывод о правильности избранного пути научного поиска. Экологическая культура как исторический субстрат представляет большой интерес для постановки проблемы и цели работы, возможно большего охвата фактологического материала, содержащих проблески экологической мысли и игравших особо значимую роль в общественной жизни народов края, чтобы избежать бессодержательного историзма и добиться контекстуального ее понимания.
Смена общественно-экономической формации в крае в Х1Х веке повлекло за собой практически полное территориальное перераспределение населения и существенные изменения в образе жизни и быта, которые привели к частичному изменению ментальности коренных народов региона под влиянием других национальных культур. Например, ряд войн на Кавказе вынудили мигрировать в Турцию огромное количество коренного населения, в то время как на Северный Кавказ добровольно, а где по принуждению были переселены другие народы, практически не способные к продолжению экологических традиций аборигенов.
Вопросы рационального природопользования коренных народов Северного Кавказа неоднократно отражались в трудах исследователей, побывавших в крае в Х1Х веке, а так же в работах современных ученых. Однако нами, впервые, была предпринята попытка дать наиболее полную картину истории развития экологической мысли северокавказских народов, определить движущие силы этого развития и выявить причины изменения экологического мышления. Полученные результаты были опубликованы в различных печатных изданиях.
На пороге ХХ1 века, возникающие экологические проблемы, связанные с понижением духовной культуры, нравственности не могут не вызывать тревогу. В связи с чем обращение к прошлому народов Северного Кавказа - это новое понимание истории культурного развития, понимание их основных методов рационального природопользования. Механически создать даже в проекте совершенно новую общенациональную экологическую культуру практически невозможно. Даже использование современных синергетических способов познания экологической культуры народов как сложноорганизованной системы не дает возможность заранее прогнозировать ее последующее состояние, зная предыдущее. Но выявить основы экологического мышления каждого народа и на их основе выработать современную концепцию развития экологической культуры нам кажется реальной и наш научный поиск идет по этому пути. Этот процесс может помочь выстроить определенное направление, но итог гарантировать не может, поскольку он будет зависеть еще от уровня развития той или иной цивилизации. Таким образом, жестко запрограммировать эволюционное развитие данной эколого-культурной модели народов Северного Кавказа нам представляется невозможным, так как простое суммирование национальных культур без интерпретации их духовных начал не приведет к желаемому результату.
Интересным, на наш взгляд, является применение принципа коэволюции к объяснению организации эколого-культурных моделей которая происходит за счет внутренних механизмов: традиций, обычаев, совместной эволюции элементов единой системы, в пределах одной территории. В природе коэволюционный процесс по становлению и сохранению экологической культуры как таковой осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех путей развития тех или иных его компонентов оставляет для будущих поколений лишь взаимосовместимые. Это единственно правильный и приемлемый путь по созданию современной концепции экологического развития народов Северного Кавказа.
Наши исследования показали, что глобализация всех сфер общественной жизни, к сожалению, приводят к уничтожению самих основ национальных культур народов. К чему это в перспективе приведет?– К созданию на Земле, гомогенной массы без нравственных начал, неинтересных, потребительски настроенных типов населения. Как сама природа разнообразна, так и человечество должно сохранить свой эколого-культурный генофонд. Прошлое каждого народа - это богатейший духовно-нравственный пласт, который необходимо раскрыть, чтобы понять основы их рационального природопользования и внедрить в процессы повседневной общественной жизни
Создавая современные эколого-культурные модели на основе исторически сложившихся национальных культур можно сказать, что выполняется глобальная цель современности-обеспечение возможности существования на Земле будущих поколений. А использование интегративных способов исследования экологической культуры народов Северного Кавказа учеными разных направлений, является как бы способом передачи опыта рационального природопользования от наших предков современникам, помогает воспроизводить многообразие форм общественной жизни населения так или иначе участвующих в этом процессе. Концептуальные основы экологической культуры базируются на национальных традициях, жизненном опыте, охватывающие все стороны быта и общественной жизни народов, а их выявление и изучение приводят к концепции стирания граней между естественными и гуманитарными науками и к самоинтеграции научных знаний независимо от желания исследователей. Если угроза существования человека как вида на Земле определяет концепцию экологизации техногенного развития в качестве важнейшей общественной парадигмы (Рево В.В.,2003), то концепция современного развития экологической культуры должна определять парадигму экологического воспитания. Чтобы такая динамическая система как эколого-культурная модель народов северного Кавказа была устойчивой необходимо следовать, прежде всего нравственным и культурным принципам, выработанными веками нашими предшественниками.