Орловский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Человечество стоит перед беспрецедентной задачей – выработки стратегии совместного развития природы и общества. Для этого общество должно будет преобразовывать само себя в соответствии с новыми реалиями окружающей среды. Предлагается непрерывность экологического образования и воспитания молодежи, начиная с детства, школы, вуза и кончая трудовой деятельностью. Это аксиома, с которой нельзя не согласиться. Но вся трудность заключается в том, как и с чего начинать и чем заканчивать.
Первое, с чего начинать – это определение предмета экологии. На этот счет существует много определений, и каждое по-своему отражает ее объективную сущность. Всем следует твердо уяснить, что экология – это междисциплинарная область знаний, а не часть биологической науки. Конечно, экология родилась и выросла на почвенной ниве биологии, но в настоящее время она раздробилась на ряд научных дисциплин, иногда далеких от биологии. Отсюда следует, что экологическую безграмотность следует решать с увязкой изучения любого предмета с явлениями жизни на всех этапах образовательного процесса, где живое, а точнее «человек, принимается за центральное в совокупности процессов и явлений» (Реймерс, 1992). Это значит, что человек должен рассматриваться как биологическим объектом, так выходцем и составным элементом в цепи биологических процессов и круговорота веществ в природе. Поэтому, его функция - не только беспредельно использовать дары природы, а наоборот, сохранять, восстанавливать и даже умножать их, используя свой дар мозговой деятельности как разумного существа. Знание этих вопросов должно быть направлено не только на широкую эрудицию, но и прежде всего на воспитание разумного эгоиста. Это второе, что предлагается сделать.
Если мы воспитаем в человеке прежде всего уважение к себе и своему здоровью, то такая личность, начав свою трудовую деятельность, будет в первую очередь думать, а как обернется деятельность или им предложенная технология, идея, изобретение на его здоровье или здоровье его близких, качестве продукции, на невосполнимых запасах и состоянии будущих поколений, то есть оценивать жизнь с точки зрения экологической безопасности, через себя. Эффективность экологической безопасности должна быть обеспечена экономическими и социальными расчетами. Это третье, что предлагается при изучении предмета экологии.
Последнее требование должно формироваться в вузах. Для этого в вузах необходимо изучение экологии, как междисциплинарной науки, вынести за рамки общей биологии и вести этот предмет на старших курсах всех факультетов с обязательным включением экономических, правовых вопросов и социальной значимости охраны окружающей среды.