Ставропольский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Информатизации образования открывают принципиально новые возможности, как для преподавателя, так и для обучаемого. Традиционные методы подачи информации, уже не удовлетворяют требований в подготовке высококвалифицированных специалистов. Педагоги заняты поиском различных моделей и методов подачи информации, создаются новые методики, перерабатываются и дополняются с учетом современных требований существующие. Достаточно остро стоит проблема контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющая оперативно управлять учебным процессом, наметить пути дальнейше¬го продвижения в обучении, корректировать его со¬держание и методы, устанавливать взаимосвязи ранее усвоенных и новых знаний.
Для настоящего времени характерным становится появление в системе образования новых технологий и средств, основанных на использовании последних достижений информационных технологий. Это связано с тем, что современные требования к процессу обучения предполагают формирование у студентов полной системы знаний по изучаемой проблеме и, одновременно, развитие у них навыков и умений работы с возрастающими объёмами информации.
Об этом говорится в ряде федеральных и региональных целевых программах, в которых предусматривается разработка электронных учебных материалов, повышение квалификации, обеспечение средствами информатизации, создание образовательной информационной сети и организация сервисной службы и т.д. (Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65, Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803), Постановление губернатора Ставропольского края от 14.08.2001 г. № 479).
Экология - как учебная дисциплина представляет собой идеальный «материал» для реализации различных идей, связанных с использованием компьютера в учебном процессе. Это позволяет задействовать такие принципы обучения, как научность, наглядность, доступность. Предмет «Экология» изучает различные категории: конкретные - взаимодействие живых организмов со средой; абстрактные - законы, правила, понятия. Эти категории могут быть сложны, и не всегда бывает достаточно объяснения для понимания, даже с применением статистических схем, карт, слайдов. Мы считаем, что в этом случае для повышения наглядности, восприятия информации полезно и рационально использовать прогрессивные информационные технологии, в том числе компьютерные. Поэтому, нами были созданы обучающие компьютерные программы «Модель биоценоза водной экосистемы», «Экология млекопитающих», «Модель экосистемы буково-грабового леса», «Биоразнообразие Ставропольского края», «Имитационная модель динамики популяции».
При разработке программ ставилась цель изучения экосистемного и биологического разнообразие Ставропольского края. Отметим, что в наших программах применялся региональный компонент, выраженный в использовании ландшафтов, климатических зон, водных и лесных объектов, животных и растений, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ставропольского края.
Надо отметить, что в учебном процессе (особенно при изучении различных курсов экологии) можно встретить электронные определители, экологические словари, мультимедийные лекционные демонстрации, электронные учебники, дающие представление о Ставропольском крае. Но в таких программах обучаемый редко получая необходимую информацию, сразу же, может применить ее на практике, тем самым, закрепив знания.
Достоинства разработанных нами компьютерных программ состоят в их гибкости, простоте изменений возможных ситуаций, бога¬том арсенале сервисных возможностей, делающих работу удобной на практике, отсутствие временных ограничений, в том числе:
- выбор способа и порядка предъявления заданий: по одному, группами, всего перечня сразу (целостного задания);
- выбор способа сообщения результатов проверки студенту: пос¬ле каждого вопроса (успех/неуспех), после выполнения всего задания, выводом окончательной оценки или результата после завершения ответов;
- возможность запроса студентом помощи для создания ответа;
- представление (вывод) нужных для преподавателя данных отчетности в наглядной форме.
Можно отметить, и такие достоинства, как: мобильность; портативность; возможность демонстрации компьютерного и видео изображений; отображение учебных проекций на большом экране в незатемненных помещениях и даже при включенном освещении, что немаловажно для образовательных учреждений.
Апробация в Ставропольском государственном университете, а так же в системе учреждений дополнительного экологического образования детей, краевом эколого-биологическом центре показала, что программы позволяют изучать сложные экологические системы с множеством видов взаимодействующих друг с другом самым различным образом. Их можно использовать как в качестве самопроверки знаний, так и в ходе аудиторных занятий. Они способствуют повышению профессионального интереса и творческой активности и, позволяют систематизировать знания, полученные при изучении различных разделов экологии.
В заключении, необходимо сказать и о причинах сдерживающих использование подобных программ, и без устранения которых не может быть достигнута высокая эффективность применения их в образовании. Это отсутствие достаточного количества компьютерных классов, необходимость согласования расписания компьютерных классов с занятиями заинтересованного преподавателя, неумение преподавателя работать с компьютером, неосведомленность или необеспеченность имеющимися обучающими программами по дисциплинам, в том числе с грифом министерства образования и многое другое.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издетельский центр «Академия», 2002. – 336 с.
2. Баяндин Д.В. Модельный подход для описания физических систем в компьютерном эксперименте, при конструировании задач и контроле знаний // Вестник пермского государственного педагогического университета: серия "информационные компьютерные технологии в образовании", выпуск 1, 2005. – С. 68-78.
|
Комментарии
2010-03-0812:29:10 если закачаю книгу скажу огромное спасибо