Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ В ЭКОЛОГИИ

Печать E-mail
Автор Киселев В.Д., Молодых Е.С.   
02.07.2009 г.
Алтайский государственный университет,  г. Барнаул
 

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника

Аннотация. В зависимости от типа профиля латеральной организации мозга лица юношеского  обладают комплексом психолого-педагогических особенностей, который необходимо учитывать в педагогической деятельности, с целью профилактики и устранения признаков дизадаптации к учебному процессу и создания здоровье сберегающих технологий. Изучив эмоционально-волевые, когнитивные, личностные  характеристики учащихся выделены группы требующие наибольшего  внимания со стороны психологов и педагогов профильной и средней профессиональной школы.
Одной из важнейших проблем современного образования является большая напряженность и насыщенность учебных программ, с одной стороны, и увеличение агрессивности факторов биосоциальной среды, воздействующих на человека с другой [1], что приводит к постоянному напряжению адаптационных процессов учащихся.
Особое значение при адаптации детей к образовательному процессу имеет такие психофизиологические характеристики человека, как развитие моторных и сенсорных асимметрий. Так, в младшем школьном возрасте отставание в овладении школьной программой тесно коррелирует с леворукостью или амбидекстрией. По статистическим данным, около 70% всех детей с трудностями школьного обучения – левши [2]. Показано, что страдают в образовательном процессе не только левши и амбидекстры, но и учащиеся со смешенным профилем латеральной организации [3,4,5] В результате, отсутствие грамотного психолого-педагогического сопровождения приводит к возрастанию риска психологического и физиологического дизонтогенеза. Исследователи в основном обращались к младшему и среднему школьному возрасту, старший школьный возраст остается мало изученным.
В работе был проведен психофизиологический анализ процессов адаптации к учебному процессу лиц юношеского возраста в условиях профильной школы и среднего профессионального образования в зависимости от развития мануальной и сенсорных (зрительной и слуховой) асимметрий. Было обследовано 200 учащихся школы – лицея и студентов медицинского колледжа.
Асимметрии определялись в трех направлениях: рука, ухо, глаз, при этом формировался профиль латеральной организации [6]. Согласно профилю, обследуемые были определены в 6 групп: чистые правши (сочетание только правых признаков в изучаемых асимметриях), праворукие с левшеством слуха, праворукие с левшеством зрения, праворукие с левшеством слуха и зрения, амбидекстры, леворукие. При исследовании адаптационной сферы выявлялся уровень тревожности (межличностной, самооценочной, школьной), а так же астении и нервно-психического напряжения. Для описания полной психологической характеристики обучающихся использовались личностно типологические методики (М. Люшера, Г. Ю. Айзенка, Т. Лири), методики, для определения объема кратковременной памяти, характеристик внимания (произвольность, переключаемость, помехоустойчивость), уровня логического интеллекта, [7, 8]. Для обработки данных использовались статистические методы: методы вариационной статистики, альтернативный анализ, достоверность отличий между группами определялась с помощью критерия Стьюдента.
Выявлено, что учащиеся и студенты леволатерального профиля в конце учебного дня проявляют признаки дизадаптации в виде слабой астении и умеренного нервно-психического напряжения (НПН) (р≤0,05). Праворукие учащиеся и студенты отличаются нормальным уровнем НПН и отсутствием астении. Среди амбидекстров так же обнаружено умеренное НПН, но отсутствует астения. По уровне НПН праворукие с двумя признаками сенсорного левшества являются очень разнородной группой и достоверно не отличаются ни от леворуких, ни от других групп праворуких обучающихся. При этом в этой группе по сравнению с леворукими наблюдается повышенный уровень школьной и межличностной тревожности (р≤0,05). Повышенный уровень школьной тревожности наблюдается и среди праворуких с левшеством слуха. Однако, уровень нейротизма достоверно выше в группе праворуких с левшеством зрения, в отличие от других групп (р≤0,05). Дополняют эти характеристики данные, полученные при помощи теста М. Люшера [9]. Для групп праворуких характерна протестная реакция, стремление упрочить свою позицию, фрустрированная потребность в признании. Праворукие с левшеством зрения и с левшеством слуха  отличаются скрытой обидчивостью. Праворукие с двумя признаками левшества стремятся к покою и гармоничным отношениям. Для чистых правшей характерно стремление к избеганию конфликта с необходимостью пойти на компромисс. Леворуких и амбидекстров отличает выраженная неустойчивость состояния, отвлекаемость на средовые влияния, повышенная чувствительность, беспокойство и тревога, однако физиологические потребности находятся в зоне комфорта.
Оценка качеств личности по шкале Т. Лири выявила высокие показатели по шкалам авторитарность, эгоистичность подозрительность и дружелюбность среди праворуких с левшеством зрения (р≤0,05), что по методике рассматривается как экстремальное поведение [8]. По шкале агрессивности чистых правшей и леворуких отличает адаптивное поведение, в то время как в других группах эти показатели приближаются к экстремальным (р≤0,05).
Определение типа темпераметра показало, что праворукие с левшеством зрения и амбидекстры в нашей выборке были представлены лишь холериками. В остальных группах так же преобладают холерики. Флегматики обнаружены в группах чистых правшей (23%) и праворуких с левшеством слуха (29%). Сангвиников больше в группе праворуких с левшеством обоих сенсорных признаков (25%), по сравнению с группами чистых правшей (8%), праворуких с левшеством слуха (14,3%) и леворуких (16,7%). Меланхолики преобладают в группе леворуких (33,3%), в группах чистых правшей, праворуких с левшеством слуха и праворуких с двумя признаками сенсорного левшества они составили соответственно 15%, 14% и 8% (р≤0,05). Таким образом, изучение типов темпераметра показало, что “неустойчивые”  типы преобладают среди праворуких с левшеством зрения, амбидекстров и леворуких, что требует к этим группам повышенного внимания со стороны психологов и педагогов.
Когнитивные качества, как показало исследование в целом лучше развиты среди чистых правшей, праворуких с двумя признаками сенсорного левшества и леворуких учащихся и студентов. Однако уровень успеваемости выше, как правило, в группе леворуких.
Дополнительно к приведенному анализу по группам ИПЛО, были выявлены черты отдельных типов профилей (самых многочисленных). Данный анализ позволил выявить отдельные черты личности, которые не проявились в общей характеристике группы, к которой относится тот или иной тип (р≤0,05): ППП  - нормальный уровень подозрительности и подчиненности; ППЛ –нейротизм, экстремальное развитие эгоистичности, дружелюбия и подозрительности; ПЛП  -самый низкий уровень астении, низкий уровень произвольности внимания, нормальное развитие ситуационной и общей тревожности. самые низкие показатели успеваемости по математике и сестринскому делу из всех типов; ППА - ярко выражена демонстративная и экзальтированная акцентуации; ПАП - нормальный уровень подозрительности и подчиненности, самый высокий уровень памяти на образы из всех типов, нормальный уровень логического интеллекта и низкие оценки по психологии; ПАЛ - экстремальный уровень по шкалам агрессивности, подозрительности и подчиненности; интроверсия; выше среднего развито переключаемость внимания и нормально произвольное внимание, нормальный уровень всех видов тревожности, высокие самочувствие-активность-настроение, студенты этого типа имели более низкие оценки по психологии, гигиене и сестринскому делу; ПЛА можно описать как самый дружелюбный из всех типов; ПАА - экстремальный уровень эгоистичности и нормальный подозрительности; АЛП - низкий уровень памяти на образы, переключаемости внимания, успеваемости по анатомии и психологии; ЛЛП - отсутствие демонстративной акцентуации и выраженными тревожной и возбудимой акцентуациями; ЛЛЛ - нейротизм; нормальный уровень эгоистичности и агрессивности; высокий уровень произвольного внимания и логического интеллекта; высокие средние баллы по математике, анатомии, психологии, гигиене и сестринскому делу
Проведенный анализ позволяет говорить о том что, в зависимости от типа профиля латеральной организации лица юношеского  обладают комплексом психолого-педагогических особенностей, который необходимо учитывать в педагогической деятельности, с целью профилактики и устранения признаков дизадаптации к учебному процессу и создания здоровье сберегающих педагогических технологий. Изучив эмоционально-волевые, когнитивные, личностные  характеристики учащихся выявлено, что наибольшее внимание со стороны психологов и педагогов профильной и средней профессиональной школы требуют такие группы учащихся как леворукие, амбидекстры, праворукие с левшеством зрения и праворукие с двумя признаками сенсорного левшества, поскольку обладают рядом качеств мешающих нормальному протеканию адаптационных процессов в этой среде. Из этих групп только леворукие учащиеся,  несмотря на высокую “физиологическую цену” обучения в образовательном процессе показывают стабильные высокие показатели успеваемости, остальные группы, у которых в процессе обучения не наблюдается напряжения адаптационных процессов в виде астении или НПН имеют высокий уровень успеваемости лишь по отдельным предметам.
Показанная в данной работе возможность описать отдельные типы ИПЛО требует дальнейшего исследования на большей выборке для описания всех возможных типов профилей.

1.    Мельникова И.Е. Механизмы мобилизации резервных возможностей детей 6-7 лет в условиях эмоционального стресса// Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка – Спб: Изд-во , 1999. – с.121-126.
2.    Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 96 с.
3.    Гольдшмидт Е.С. Динамика функциональной асимметрии и её связь с функциональными системами// XVII съезд всероссийского физиологического общества имени И. П. Павлова: тезисы докладов. – Ростов–на-Дону, 1998. – с. 417.
4.    Соболева И. В., Соболев С. О., Кундупьян О. Л., Дмитриева К. В. Динамика доминирования полушарий головного мозга и адаптивных свойств испытуемых в онтогенезе // XVIII съезд физиологического общества имени И. П. Павлова: тезисы докладов. - Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – с. 576.
5.    Олада Э. Я., Урюпина О. А. Особенности межполушарных взаимодействий и адаптация к школьному обучению у левшей// XVIII съезд физиологического общества имени И. П. Павлова: тезисы докладов. - Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – с. 559.
6.    Хомская Е. Д., Будакова Е. В. Проблемы типологии индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 1999.- №4 – с. 43-49.
7.    Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС,1996. – 529 с.
8.     Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Изд-во “Петроком”, 1992 – 318 с.
9.    Люшер М. Цветовой тест Люшера. – СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192с.

Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99