Красноярская государственная медицинская академия Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Активные обращения большинства государств к вопросам сохранения природы и природных ресурсов не дает быстрых, немедленных результатов. Порой жизни нескольких поколений не достаточно для того, чтобы проследить за течением многих естественно-биологических процессов в природе. Даже несколько сотен или миллионов лет для природной эволюции срок слишком мал, чтобы продемонстрировать законченность естественных процессов. Время для природы и человека течет по разному. Однако, только активные действия в защиту равновесия в природе могут обеспечить нормальное существование человечества на планете Земля. Актуальность задачи сохранения природы для человека – довести до сознания всех людей первостепенность и целесообразность экологически обоснованного природопользования. Другой разумной альтернативы этому просто не существует. Объективно оправданная и социально-гуманистически направленная задача оптимистично прозвучала еще тридцать лет назад в Декларации Стокгольмской конференции по охране окружающей среды. На территории Сибири проживает 10% населения России, на каждую тысячу которого приходится 3,7тонн атмосферных выбросов в сутки (Европейская территория России-0,7тонн), что дает основание считать экологическую обстановку Сибири близкой к катастрофической или вызывающей глубокое опасение. Одной из важнейших сторон проведения направленных усилий по сохранению и восстановлению природы, укреплению здоровья населения является экологическое воспитание и образование общества, что в полной мере касается студентов высших учебных заведений, посвятивших себя освоению профессии врачевания. Современные представления о ноосферном образовании в высшей школе достаточно проблематичны, поскольку поступившие в вуз учащиеся, в основной своей массе, имеют слабые базовые знания не только в области генезиса ноосферы, но и в пограничных с ним областях. Экологические знания для врача являются важнейшим компонентом общемедицинских знаний в силу того, что человек, как любое живое существо образует с окружающей средой единую систему, и его здоровье зависит от условий жизни. Такого врача можно и должно подготовить только на основе непрерывного обучения, применяя все известные формы учебно-воспитательного процесса. Необходимость плавного перехода в процессе обучения экологии в школе к начальному этапу в вузе актуальна и начинается на довузовском этапе, когда профилизации, на наш взгляд, должно уделяться больше внимания. Важным условием при переходе из средней школы в высшую является обеспечение процесса обучения методической базой для развития творческой активности учащихся.С этой целью на кафедре биологии КрасГМА нами создана стройная концепция непрерывной довузовской подготовки. Для изучения вопросов общей экологии и экологии человека в аспекте проблем адаптации путем обоснования и практической апробации схемы непрерывного преподавания данного раздела в лицейских классах биолого-химического профиля средней школы с продолжением на первом курсе медицинской академии созданы авторские программы, подобных которым нет ни в медицинских вузах страны ни в вузах другого профиля. Внедрение этих программ – ближайшая перспектива авторского коллектива сотрудников кафедры. С целью более глубокого изучения вопросов паразитизма как общебиологического явления на кафедре биологии созданы и активно апробируются контрольно-обучающие тестовые программы по паразитологии – одному из ведущих разделов экологических знаний студентов обучающихся медицине. Использование этих программ позволяет реализовать контекстное, непрерывное обучение вопросам паразитизма, как экологического феномена, не только на теоретических, но и на клинических кафедрах медицинской академии.
Литература: 1. Карачева А.А., Гаевская Г.П., Подгрушная Т.С., Контрольно-обучающие тестовые программы по паразитологии, г. Красноярск 2003г. 2. Чиненков В.А., Контрольно-обучающие программы по экологии, г. Красноярск 2002г.
|
Комментарии
2009-10-1519:34:12 прикольный сайт есть много интересного и полезного.