Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (г.Нижний Тагил)
Личностный подход – методологический принцип образования и в то же время средство его организации. Личность рассматривается как субъект собственной жизни, истории, культуры. В настоящее время приоритетное значение уделяется личностным структурам сознания как источнику и механизму развития учителя и учащихся. Личностное развитие понимается как обогащение ценностно-смысловой сферы сознания.
Одним из принципов отбора содержания личностно-ориентированного образования является принцип диалогичности, определяющий необходимость преобразования учебного материала в основу для диалога. Диалогичность основана на множестве смыслов, высказываемых участниками учебного взаимодействия при условии субъект-субъектных отношений, основным предметом которых выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы. Диалог как форма взаимодействия не только помогает осуществить передачу знаний от субъекта субъекту, но и выступает «как плодотворный источник и стимул формирования личностных позиций» [Батракова С.Н.,2002], способствует раскрепощению сознания участников, достижению взаимопонимания. Диалогическое общение является гуманным, т.к. предполагает субъективную активность всех участников диалога. При этом активность ориентирована на предмет общения, а не на личности участников. На первый план педагогического взаимодействия выдвигается духовно-нравственное общение учителя и учащегося, процесс обмена гуманистическими ценностями. Это может быть реализовано только в процессе интенсивного и эффективного общения. Как отмечает С. Н. Батракова, «в диалоге учителя с учащимися важно не ограничиваться кругом учебно-познавательных проблем, а органично сочетать их с теми аспектами развития науки, которые выводят к пониманию человека, … дают импульсы для саморазвития» [Батракова С.Н., 2002].
Стремление к коммуникативному партнерству обучающих и обучаемых – одна из серьезных проблем школы, поскольку преподавание всех учебных дисциплин характеризуется значительным преобладанием вербальной активности учителя (от 80 до 95 %), т.е. на весь коллектив класса приходится лишь от 5 до 20 %. Более того, в обычном случае ведения диалога в классе ученик постоянно ожидает отметки, он нацелен на нее, готов к тому, чтобы его постоянно оценивали. В связи с этим страх допустить ошибку, усиленный самоконтроль превращает для ученика учебный диалог в напряженную деятельность, часто происходящую на фоне повышенной тревожности, что оказывает дезорганизующее воздействие на процесс обучения. В такой ситуации дидактического взаимодействия, несомненно, обогащение смысловой сферы учащегося будет происходить медленнее и недостаточно эффективно, как того желал бы учитель. Тем не менее, диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и способ развития речевой активности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения. Усваивая знания, вырабатывая навыки и умения в определенной научной области, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли (строить полные и четкие высказывания, приводить в соответствие вербальные и невербальные средства), понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное значение его фраз, но и их смысл), добиваться адекватного понимания партнером смысла своего высказывания.
Любой учебный диалог «управляется» учителем. Но это управление должно проявляться в мягкой, косвенной, опосредованной форме – в психологической и педагогической поддержке учащихся, наводящих вопросах, остановках на узловых смысловых моментах. Несомненно, равноправными партнерами в процессе диалога учитель и учащиеся не являются, поскольку педагог в отличие от учеников обладает профессиональной компетентностью, однако педагогическая мудрость состоит в том, чтобы учащиеся считали себя равноправными участниками диалогического процесса. Речь идет о равенстве как взаимном уважении, соблюдении достоинства сторон.
Анализ педагогических исследований данного вопроса обращает внимание на использование в процессе взаимодействия такого важного средства, способствующего структуризации и организации учебного диалога, как метасообщение, т.е. высказывание, целью которого является не передача учебной информации, а информирование участников общения о его цели, ходе, тематике, структуре (например, Давайте определим круг задач, которые нам предстоит решать на уроке; Наметим ход нашего исследования). При помощи таких сообщений учитель может сделать процесс организации учебно-познавательной деятельности открытым и понятным для детей. Учебный диалог невозможно спроектировать заранее – полифония разных точек зрения, различие стилей взаимодействия участников диалога делает его непредсказуемым. Однако вполне возможно выделить последовательность действий, рекомендуемых педагогам при проектирования урока:
1. Формулирование цели, темы, а также основной мысли проектируемого диалога. На данном этапе педагог должен сформулировать метасообщения, с которыми он обратится к своим ученикам, а также цели предстоящей деятельности, общий замысел учебного диалога.
2. Выявление подтем, которые раскрывают общую тему. Этот этап связан с постановкой задач, установкой микротем, которые раскрывают подтемы, а также позволяют найти точки, где происходят повороты в развитии главной темы. На этом этапе необходимо выделить в содержании учебного материала смысловые части, относящиеся к подтемам; структуризировать материал, вынесенный на обсуждение в диалог; сформулировать метасообщения, позволяющие осуществить переход от одной подтемы к другой.
3. Выявление логических связей между темами, подтемами, микротемами, осмысление роли каждого тематического фрагмента в раскрытии темы диалога.
4. Выявление соотношения нового и известного на каждом этапе учебного диалога, что позволит облегчить восприятие учениками новой информации. Необходимо сформулировать соответствующие метасообщения, акцентирующие внимание учащихся на новом учебном материале.
Именно в дидактическом взаимодействии учителя и ученика (причем не имеет значения изучаемая дисциплина – гуманитарный цикл или технический) происходит формирование и развитие коммуникативных качеств последнего: освоение школьником законов человеческого общения, а также культуры речевого поведения, как в целом, так и в конкретной ситуации общения.
Библиографический список
1. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика. – 2002, №4
|