КОГОАУ «Лицей естественных наук»
Современная ситуация в России характеризуется изменением взглядов на цели и задачи средней школы, особенно инновационной. Полноценное образование, включающее исследовательскую деятельность учащихся, рассматривается как необходимое условие достижения высокого уровня жизни, реального роста экономики и формирования высокоинтеллектуального общества в целом. Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года, образование должно превратиться в творческий процесс развития личности, знаний, умений, навыков, позволяющих выносить суждения, предпринимая обоснованные действия. Формирование образования, дающего адекватную мировоззренческую картину и позволяющего составлять завершенное представление о трудовой и научной деятельности людей, является наиболее актуальным. Такое образование поставляет необходимую информацию для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Потребность общества состоит не только в подготовке знающих людей, но и людей способных применять эти знания в различных отраслях науки и народного хозяйства. Все это можно сочетать, развивая научно-исследовательскую деятельность в средних учебных общеобразовательных заведениях.
Цель проекта: разработка и внедрение технологии формирования творческой личности с научным мировоззрением на основе исследовательской деятельности.
Для выполнения проекта были поставлены следующие задачи: изучить литературные источники по технологии исследовательской деятельности учащихся; адаптировать изученные технологии к лицейскому образованию; разработать программы спецкурсов и модели уроков по исследовательской деятельности лицеистов; выбрать и внедрить формы организации исследовательской деятельности учащихся лицея; апробировать мониторинг исследовательской деятельности; дать анализ результатов исследовательской деятельности лицеистов.
В лицее разработана и прошла апробацию в течение 20 лет технология формирования творческой личности с научным мировоззрением на основе исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность лицеистов базируется на основных принципах работы двух научных школ: НИИ микробиологии г. Кирова и Федерального центра двойных технологий «Союз» г. Дзержинского Люберецкого района Московской области.
Педагогическую поддержку в выполнении исследовательских работ и проектов лицеистов оказывают ученые и педагоги лицея, ученые и специалисты г. Кирова.
При проведении исследований каждый будущий молодой ученый – лицеист выбирает свой образовательный маршрут.
В лицее осмыслен и отработан каждый этап исследовательской деятельности: от выбора темы до защиты научного продукта.
Исследовательская деятельность в лицее ведется с учетом психологических особенностей детей школьного возраста.
Во время исследовательской деятельности идет воспитание будущего молодого ученого.
Формы исследовательской деятельности в лицее разнообразны: экологические лагеря, учебная деятельность, экспедиции, практика.
Во время экспедиций собраны материалы и подготовлено 22 исследовательских работы и проекта.
Летняя практика учащихся лицея позволяет лицеистам собрать материалы для выполнения более 20 исследовательских работ и проектов ежегодно.
Мониторинг исследовательской деятельности включает в себя контроль уровня образованности по методической и допрофессиональной компетенции; использование методики Спилберга для определения уровня тревожности участников конференций.
За 20 лет работы лицейского научного общества подготовлено 527 исследовательских работ и проектов, при защите которых получено 1289 наград; 60 лицеистов поступили по защите исследовательских работ в высшие учебные заведения, 12 лицеистов - выпускников получили ученую степень; в лицее опубликовано 15 сборников тезисов исследовательских работ учащихся.
|