Алтайский государственный медицинский университет, (г.Барнаул)
Сибирский государственный медицинский университет,(г.Томск)
Новая компетентностная модель оценки формирования знаний, умений сформирована в виде системы балльно-рейтинговой оценки студентов. Уровень подготовки оценивается общей суммой, равной 100 баллам. В эту сумму включены две составляющие: 1- это оценка работы студента в семестре, 2- оценка на экзамене. На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии эти составляющие находятся в соотношении, как 60 и 40 баллов соответственно. Баллы семестрового рейтинга структурированы и включают доли за тестовый контроль, мануальные навыки и собеседование. Для допуска к экзамену необходимо набрать 40 баллов. Значимым, на наш взгляд, моментом является привлечение студентов к научно-сследовательской работе путем добавления к текущему рейтингу премиальных баллов. При условии набора за семестр 50-60 баллов,премиальные баллы дают возможность получения автоматического зачета или экзамена с итоговой оценкой «хорошо» или «отлично». На кафедре с момента ее образования работает молодежный научный кружок, в котором желающие могут реализовать свои возможности в различных формах. Но преимущественно это работы исследовательского характера с подготовкой материалов к публикации, высткпление с докладом на конференциях различного уровня, призовое место на этих конференциях, создание учебного фильма, презентации. Для определения эффективности балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов нами проведен анализ полученных данных за 2011-2012 годы. Статистическая обработка проводилась с использованием программ Statistica 6.0 StatSoftInc.(USA). Оценка вида распределения проводилась с использованием критериев Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Уилка. Для сравнения групп по количественному признаку применяли критерии Стьюдента,Манна-Уитни, по качественному признаку – критерий Фишера. Критический уровень статистической значимости (р) принимался равным 0,05. В группы сравнения вошло по 100 студентов 3, и 4,и 5 курсов. Полученные результаты показали, что число неуспевающих студентов снизилось с 3.5% до 2.95, р=0.05, количественно не изменилось число «троечников», но их показатели достоверно (р<0.05) возросли с 70 до 76 баллов аналогичная картина наблюдалась в группах «хорошистов» и «отличников», соответственно – с 81 до 85 баллов, с 91 до 96 баллов. Наблюдалось увеличение текущего рейтинга с 41,4±0,5 до 47,7 балла, р<0,05. Однако экзаменационных рейтинг изменился мало 37,7±0.7 до 38.6±0.7балла,р>0,06. Итоговые оценки также практически не изменились 4,15±0.05 и 4,25±0.05 баллов, р>0,05. За период времени 2003-2005 среднее число студентов, занимающихся в научном кружке составляло 13,5±1,5 человека за год. Среднее число публикаций составляло 4,7±0.5 за год, не было подготовлено учебных фильмов и презентаций. За исследуемый период число членов научного кружка увеличилось в 2 раза и составило 27,1±0,5 человек в год. Возросло число публикаций 7,2±0,7 за год, в том числе появились работы в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК, зарубежных изданиях. Возросло количество призовых мест во Всероссийских и Международных молодежных форумах с 2.3±0,7 до 4,2±0.5 (р<0.03). Возросло количество презентаций, подготовленных как кружковцами, так и студентами, не являющихся членами научного кружка с 5,7±0.7 до 15.7±1.8 (р<0.03). Заключая вышеизложенное, можно отметить, что балльно-рейтинговая система позволяет достаточно объективно оценить уровень подготовки студентов за счет многоступенчатости оценочной шкалы, позволяет студенту самостоятельно оценить результаты своей работы и своевременно проводить коррекцию активности обучения в семестре, существенно стимулирует активность студентов не только в самом процессе обучения , но и в других видах его деятельности.
|