Алтайский государственный медицинский университет, (г.Барнаул)
Сибирский государственный медицинский университет,(г.Томск)
Система подготовки врача-стоматолога, способного после окончания учебного процесса приступить к самостоятельной работе, снова приобретает актуальность. Такая рациональная установка была в советские времена. Она выполнялась практически в полном объеме, поэтому после окончания обучения врач-стоматолог проводил необходимый объем лечебно-диагностических мероприятий, соответствующий предъявляемым требованиям. Но следует отметить важнейший факт, без которого такая система перехода сразу к практической работе была бы значительно затруднена. Это – система наставничества. Молодой специалист прикреплялся к опытному врачу, который консультировал его, ассистировал при выполнении лечебных манипуляций, предупреждая таким образом возможные ошибки и осложнения на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В начале 90-х годов все эта практика «канула в лету», поэтому проблема подготовки специалиста, способного к самостоятельной работе, становится все более актуальной. К сожалению, эти требования выполнить достаточно сложно, а подчас они просто невыполнимы из-за известных всем причин. В первую очередь это потеря юридической возможности участия студентов в практике лечебно-диагностического процесса, проводимого во время обучения и производственной практики. Следующая причина – нежелание врачей-руководителей производственной практики работать со студентами из-за отсутствия доплаты, которая ранее назначалась им и зависела от количества стажеров. Немаловажное значение имеет и снижение профессионального статуса преподавателя ВУЗа. Унизительно низкая плата специалиста, выполняющего педагогическую, лечебную и научно-исследовательскую работу, требует обязательного совместительства в кабинете частной врачебной практики или уход в практическое здравоохранение и совместительство работы в университете. Какой может быть спрос с совместителя, который работает на 0.5 или тем более на 0.25 ставки? Никакого спроса нет и быть не может, потому что он занят другими более важными для него делами. А обучение дело второстепенное и малозначимое, и потому мизерно оплачиваемое. Но мы сделали из совместителей, работающих по неотложной помощи в вечернее и ночное время, настоящий кладезь приобретения мануальных навыков студентами–стоматологами. В первую очередь на практику по неотложной помощи ассистентами врача-стоматолога записываются желающие, во вторую – студенты, пропустившие занятия и лекции по различным причинам, в третью – получившие неудовлетворительные оценки на занятиях. Таким образом, практически все студенты получают возможность приобрести необходимый уровень практических навыков для самостоятельной работы после окончания университета. В период работы на кафедре после отработки мануальных навыков на фантомах студенты имеют возможность ассистировать на операциях и проводить самостоятельно прием пациентов с различной патологией органов полости рта и челюстно-лицевой области. Какие из фантомов наиболее целесообразны для отработки практических навыков? Нами учтена высокая необходимость освоения практических компетенций по направлению кафедры и проведена сравнительная оценка различных видов фантомов по данным собственных тактильных ощущений на на искусственных фантомах Российского и зарубежного производства и биофантомах (голова свиньи). Кроме этого проведено анкетирование студентов-стоматологов после применения всех видов фантомов на предмет выполнения манипуляций наиболее близких к естественным условиям. В результате исследования все преподаватели отметили преимущества биоманекена, дающего возможность максимально полно приблизить выполнение различных манипуляций в полости рта и челюстно-лицевой области. Данные анкетирования студентов полностью совпали с показателями преподавателей и в 99% случаев показали, что применение биоманекена является наилучшей технологией усвоения практических навыков по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии..
|
Комментарии
2013-06-0118:22:08 Уважаемые коллеги. Спасибо за интересное сообщение о весьма рациональной организации пратических занятий, в частности, по усвоению практических навыков. В этой связи, как Ваша кафедра сотрудничает с кафедрой оперативной хирургии в усвоении практических навыков на трупном материале на их базе? Ведь это работа в реальных условиях, а не виртуальных.
2013-06-1206:09:01 Уважаемый,г-н Керсенюк,спасибо за проявленный интерес к работе.Уже 20 лет как преподаватели каф.операт хирургии согласовывают с нами объем навыков на трупном материале-перевязка сосудов,правила выполнения разрезов на лице и полости рта. проведние проводниковых анестезий, препарированеие ветвей лицевого и тройничного нерва. методики трахеотомии и т.д.В основном все требования оостаются.Ног теперь резко уменьшился объем работы на трупном материале.Поэтому мы переходим более активно на биоманекены .