Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

О ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Печать E-mail
Автор Соловьева М.Ф.   
22.05.2013 г.
Филиала РГГУ, г. Киров 
 
 
 
 Текст документа “Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» утвержденного  Президентом РФ от 30 апреля 2012 года официально опубликован не был. Однако данный документ находится в списке нормативных актов, определяющих реализацию стратегии и тактики  внутренней и внешней политики российской Федерации. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является:
-  решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, 
- сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, - реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Среди перечня задач (13)  имеется и задача (почти в конце перечня) формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания. 
При решении данной задачи предусмотрены следующие механизмы:
а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;
б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

К традиционным средствам  формирования мировоззрения  относятся традиционные информационные ресурсы (музей, архив, библиотека), образование (философия, педагогика, культурология, литература), религия и новейшие информационные системы, такие как базы данных, Интернет, ЭВМ. Важно отметить среди них и такое средство формирования мудрости, опытного эмпирического мышления как жизненный опыт.
Тем не менее, преобладающее число специалистов утверждают, что качество как образования, так и мировоззрения зависит от собственного САМО (самосознание, самосовершенствование, самодеятельность…). К тому же такая известная форма образования как самообразование отнесена к числу новообразований в тексте закона «Об образовании в Российской Федерации». В этом отношении следует обратить внимание на новые издания, появившиеся в библиотечной сети России. Среди целого ряда вполне достойных изданий, посвященных экологическому просвещению и образованию,  следует отметить работу Центра экологической информации и культуры Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена - Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод. сб. / Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2012. – 252 с.
Во-первых, это сборник материалов, поэтому  отражены разнообразные виды информации. К ним относим и  достаточно полное цитирование текста как отечественных, так и зарубежных исследователей, ученых в области религиозных воззрений человечества, начиная с племенного сообщества и заканчивая идеями ведущих религий мира в области взаимоотношений человека и природы, этике этих отношений. Особый раздел  посвящен  православию, экологической деятельности и социальной доктрине Русской Православной Церкви (РПЦ).
Составитель сборника уделила особе внимание экологической этике и что наиболее ценно, она показала историю развития, характеристику понятий, различные парадигмы  и принципы экологической этики.  Совершенно верно поставлен вопрос о формировании современного экологического сознания. Тот факт, что в нашей стране с 2000 года в целом как на уровне правительства РФ, так и в отдельных регионах приняты Концепции, Доктрины, Законы в области экологического просвещения, воспитания экологической культуры, но только в 2013 году наступил период обобщения деятельности по данной проблеме, свидетельствует о неоднозначном  понимании  проблем экологии и способов решения данных проблем.   В то же время, как показывают материалы сборника, единственным источником экологических проблем является человек.  Формирование его экологического сознания и поведения должно стать не задачей, а ведущей целью государственной экологической политики.  2013 год - год 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского, еще в начале XX века определившего роль и значение человека в биосфере и ноосфере планеты Земля, создании серии глобальных проблем человечества. И в данном контексте соединение тематики 2013 года, как года защиты окружающей среды и юбилея русского ученого с мировым именем создает особый контекст понимания  состояния дел  в стране и на планете. (Познакомиться с материалами сборника и материалами для юбилея ученого можно на сайте библиотеки в разделе «Центр экологической информации и культуры» и его специальных тематических интернет – порталах)
Не менее значима для специалистов экологического просвещения и образования часть сборника, где представлены приложения. Она же наиболее ценна в своей совокупности отбора для определения тем новых научных исследований. Среди представленной информации можно выделить:
Нормативные акты – Сеульская декларация по экологической этике, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Документы даны в полном объеме, поэтому они представляют особый интерес  для сравнения по структуре разделов, выдвинутым идеям и их обоснованию.
Произведения литературы – Рассказ и похоронах священного быка Аписа, Стихи о Франциске Ассизском, Восточная легенда Николая Лескова и др.
 Представления представителей церкви по проблеме экологии. Интерес представляют тексты: Послание Святейшего Отца, посвященное проведению XXIII Международного дня туризма под лозунгом «Экотуризм - ключ к достойному прогрессу», «Христианский взгляд на экологическую этику» Святейшего  патриарха Московский и всея Руси Алексия II , др.
Особого внимания заслуживает список литературы в соответствии с темой сборника. В значительном объеме представлены научные журналы социальной, научно-технической направленности, изданных в центральных и удаленных регионах страны. Особенно широко дан перечень статей в журналах «Наука и религия», «Философские науки», «Вопросы философии», «Философия и общество»,  «Зеленый мир», «Духовно-нравственное воспитание», научные журналы вузов страны : «Вестник МГУ (различные серии», «Вестник С-Петерб.ун-та»,  «Сибирское отделение РАН», «Российский институт культурологи», «Российская христианская гуманитарная академия» и др.  Неполный перечень изданий свидетельствует о значимости проведенного  труда составителя – Елены Аркадьевны Чемодановой и оригинальности, актуальности избранной темы сборника, отраженной  в определенной системе многообразных источников  информации.
Помимо списка важны и ссылки на отдельные фрагменты текста, помещенные  в качестве примечаний после каждого подраздела.
Специалистам будут интересны электронные ресурсы, где представлены воззрения мусульман, лютеран, православных на проблемы экологической этики.
 Вне меньшей степени привлекают внимание читателей и исследователей оформление: иллюстрации, выполненные  в цветном  изображении, что в сочетании с качеством бумаги не только вызывает уважение к труду автора и издателя, но и отражает качество содержания; различный тип шрифта позволяет акцентировать внимание на главном и уточнениях, пояснениях.
Чрезвычайно важно отметить, что для составителя данный сборник – плод усилий и направленного интереса в течение 8 лет, но и после издания интерес находит свое продолжение, поэтому каждая рецензия, отзыв, замечание помогает автору-составителю, а значит и будущему читателю.
Последнее обновление ( 23.04.2014 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99