ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет
В современных условиях рыночная экономика диктует необходимость приобре-тения студентами медиками навыков вести активную маркетинговую деятельность и отвоевывать свой сегмент рынка. На наш взгляд, частично для приобретения этих на-выков профориентационное сопровождение необходимо не только в выборе профес-сии врача стоматолога, но является важным компонентом обучения в вузе и после-дующим трудоустройстве выпускника. Существующая методика профориентации, как правило, направлена на ведение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, что вполне справедливо, так как демографический спад 90-х годов в настоящее время вызывает дефицит в рядах потенциальных студентов. С другой стороны, став студентами вуза, многие считают, что проблема профориентации для них уже реше-на. Это существенно ограничивает возможности будущих специалистов в получении профессионального образования, так как при многообразии специализаций, расшире-нии возможности для обучения в условиях рыночной экономики не всегда произво-дится целенаправленное осознание студентами этих изменений и адекватности обу-чения к новым экономическим условиям жизни. Поэтому, профессиональная ориен-тация у будущих специалистов во время учебы должна быть высока как никогда ра-нее.
На кафедре терапевтической стоматологии Иркутского государственного ме-дицинского университета профориентационная работа на курируемом курсе органи-зовывается с применением новейших информационных технологий и элементов мар-кетинговой деятельности. В этом направлении при подготовке будущих врачей сто-матологов используются две профессиональной ориентации.
1. Профориентационная работа студентами во время производственной практики по терапевтической стоматологии.
2. Профессиональная ориентация на курируемом курсе, когда куратор в студенческой группе указывает учащимся все особенности предстоящей им профессии, раскрывает основы маркетинговой деятельности и т.д.
Работа кураторов по каждому направлению имеет свои особенности.
Реализация первого направления организовывается по инициативе куратора и в процессе производственной практики студентами осуществляется целенаправленное информирование выпускников школ в целях практической помощи в выборе профес-сии стоматолога. Основными направлениями студенческой профориентационной ра-боты являются профинформация и профпропаганда. Для этого используются мульти-медийные презентации, в том числе созданные самими студентами. Название презен-тации определяется тематическим планом профориентационной работы кафедры, ут-вержденного на методическом совете факультета.
Наряду с научно организованным информированием о профессии стоматолога, предназначенное главным образом, для выпускников общеобразовательных школ. В целях практической помощи в выборе профессии, при составлении презентации, при-ветствуется личное мнение студента, что побуждает самого составителя оценить свои склонности, интересы и сосредоточиться на своем профессиональном самоопределе-нии.
Второе направление профориентационной работы на курируемом курсе опреде-ляется формированием профессиональной готовности будущего стоматолога к трудо-устройству, привитие навыков активной маркетинговой деятельности. Это связано с тем, что переход от патерналистской модели оказания медицинской помощи, в част-ности стоматологической, к клиенто-ориентированной, который требуют рыночные отношения, даётся молодым специалистам с большим трудом. Первая причина, на наш взгляд, определяется направленностью студентов на непосредственный результат обучения — усвоение сведений, понятий и достижение некоторых формальных пока-зателей (отметка, зачет, способность сдать экзамен и т.д.). Вторая – отсутствие у вы-пускников стоматологического факультета «маркетингового мышления», а многие даже ясно не представляют, что такое маркетинг. Ведь существует более 500 его оп-ределений. Нам наиболее близко определение маркетинга, данное Шелли Лазарус – «маркетинг — это попытка представить себе, чего хотят люди, чтобы дать им это». При таком расширении проблем образования у выпускника-стоматолога формируется направленность не только зарабатывать деньги или лечить зубы, а применить свои навыки для восстановления здоровья пациента. Для этого будущий специалист дол-жен уметь не только задавать вопросы больному, собирая анамнез жизни и заболева-ния, а главное, задавать себе вопросы от пациента, стремясь найти решение и полу-читьна него согласие больного. Мы признаем, что данное действие врача еще не яв-ляется маркетингом, но может быть его составляющей частью, как профессиональная ориентация будущего стоматолога терапевта. В связи с этим возникает проблема управления маркетинговым целеполаганием, средством реализации которого служит кураторство в студенческой группе. При этом одна из целей профориентационной ра-боты куратора со студентами определяется так: у студентов необходимо выработать понимание разных типов маркетинга и их относительного значения. Для достижения этого образовательного результата выделяется пять уровней:
1. Претензии пациентов по поводу нарушения их права на качественное медицинское обслуживание
2. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике или принцип сотруд-ничества.
3. Понятие маркетинга и его необходимость в рыночных отношениях врача-стоматолога и пациента.
4. Отличие взглядов врача стоматолога и пациента на рыночные отношения между ними.
5. Оценка эффективности маркетинговой деятельности на стоматологическом приеме.
|