Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ»

Печать E-mail
Автор Андронова Т.А., Дурнова Н.А.   
16.02.2013 г.
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» (г.Саратов) 
 
 

Важнейшим методом проблемного обучения является деловая игра, в процессе которой реализуются цели обучения, развития и воспитания студентов. Дидактическая игра - особый вариант дидактического общения, в ходе которой цели обучения реализуются через процесс игровых действий. Преподаватель, управляя процессом игры, одновременно руководит учебно-познавательной деятельностью студентов, создавая положительный мотивационный и эмоциональный фон игры. В процессе игры формируется способность студентов к самостоятельному поиску и анализу информации, умение обосновывать главное. Достоинством деловых игр является воспитание ответственности, они пробуждают интерес к предмету, вырабатывают навыки самостоятельной работы, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, формируют умения принимать совместные решения и уважать мнение коллег [Вербицкий А.А., 1991; Платов В.Я., 1991].
Технология игры – это технология проблемного обучения, в ходе которого информация поступает не извне, не формально, а является результатом поисковой деятельности самих студентов, при этом воссоздается модель будущей профессиональной деятельности [Платов В.Я., 1991].
На кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники используются различные интерактивные формы проведения занятий, в том числе и деловые игры [Белоногова Ю.В., Сигарева Л.Е., 2010; Дурнова Н.А., Романтеева Ю.В., 2010]. Во время игры студенты, решая поставленные задачи, используют знания, полученные ранее при изучении других модулей дисциплины биология, а также других дисциплин, что особенно необходимо в современном вузе при формировании компетентностной модели подготовки специалиста с высшим медицинским образованием.
Деловая игра «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные» способствует формированию знаний: морфологических характеристик, жизненных циклов и медицинского значения представителей Паукообразных; значения клещей как переносчиков, резервуаров и возбудителей заболеваний человека, организации профилактических мероприятий по предотвращению заболеваний, вызываемых клещами и переносимых ими (трансмиссивных). Выбранная тема деловой игры соответствует требованиям ФГОС ВПО по дисциплине Биология для студентов медицинских вузов.
Характеристика проблемы. Паукообразные – один из классов типа Членистоногие, среди которых есть как свободноживущие, так и паразитические виды. Ядовитыми и опасными для человека среди Паукообразных являются скорпионы и около двух десятков пауков. Зоотоксины, выделяемые ими, обладают выраженным физиологическим действием на организм человека. Наибольший интерес с медицинской точки зрения имеют представители отряда клещей. Среди клещей есть свободноживущие хищники, обитатели жилища человека, временные эктопаразиты и постоянные эндопаразиты животных и человека. Кровососущие клещи являются переносчиками возбудителей ряда трансмиссивных заболеваний человека - вирусов, бактерий, риккетсий и спирохет. Большое значение имеет способность клещей к трансовариальной передаче возбудителей заболеваний последующим поколениям, что резко увеличивает продолжительность существования природного очага болезни и имеет важное эпидемиологическое значение.
Задачи для достижения поставленных целей:
- осознание общих целей участниками образовательного процесса; разделение ответственности между участниками игры по сбору и анализу информации; формирование профессиональных качеств и коммуникативных навыков.
- методическое и дидактическое выстраивание учебного материала (для преподавателя).
Содержание инновации, и её этапы.
Учебная цель игры: формирование знаний морфологических характеристик, жизненных циклов и медицинского значения паукообразных; значение клещей как переносчиков, резервуаров и возбудителей заболеваний человека. 
Обоснование поставленной цели: знание биологии паукообразных, особенно клещей, их жизненных циклов, роли как переносчиков и резервуаров инфекционных заболеваний, необходимы врачу в будущей практической деятельности для диагностики заболеваний как вызываемых клещами, так и переносимых ими (трансмиссивных) и организации профилактических мероприятий по их предотвращению. 
Согласно сценарию игры, методист отдела организации здравоохранения получает задание от руководства организовать работу детского спортивного лагеря на территории одной из областей европейской части России. Для составления необходимой картины эпидемиологического состояния области и дальнейшей безопасности детей в лагере, методист считает необходимым привлечение для работы врачей следующих специальностей: инфекционистов-паразитологов, аллергологов-дерматологов и экологов. Задание каждой группе специалистов - самостоятельно организовать сбор и анализ информации по своей «специальности», с целью обеспечения бесперебойной работы лагеря. Изучив предоставленные специалистами материалы, выслушав их доклады, методист делает заключение о целесообразности организации лагеря на данной территории и совместно с ними разработает методические рекомендации по профилактике заболевании, вызываемых клещами и переносимых ими. 
План инновации
1. Подготовительный этап.
За несколько дней до начала процесса игры студенты получают задание для внеаудиторной работы: Изучить основополагающую информацию по теме «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», составить сводные таблицы систематических признаков паразитов, их биологии и экологии, сделать зарисовки отдельных представителей, которые могут обитать на предполагаемой территории лагеря и представлять угрозу для здоровья (источники основополагающей информации предоставляет преподаватель).
Формирование групп «специалистов», в каждой группе 4-5 человек. Каждая группа получает название: методисты, инфекционисты-паразитологи, аллергологи- дерматологи, экологи. Задача каждой группы – самостоятельно организовать сбор информации по своей тематике. Собранные сведения представить в виде сообщения или рекомендацией на заседании круглого стола.
Время игры: 2 часа (аудиторное занятие)
2. Начало игры. 
Преподаватель выступает в роли ведущего. Информирует студентов о целях и задачах игры, указывает на сложности моделирования анализируемой ситуации, подчеркивая значимость темы для профессиональной подготовки будущего врача. 
Группы получают комплекты заданий по «своей специальности» и бланки ответа (даны в Приложении к игре).
Ввод в игру. Распределение групп по «своим специальностям» происходит по желанию и предпочтениям студентов. Роль методиста (врача-организатора) – ведущая, он лидер группы, которая будет принимать организационное решение и руководить обсуждением заданий. 
3. Процесс игры.
На первом этапе специалисты из разных групп проводят совместное совещание, где обмениваются добытой информацией по «профессиональным» заданиям. Обсуждают внеаудиторную работу (задания из методического пособия). По итогам совещания выполняются задания. Каждая из групп «специалистов» выполняет свои задания. Результаты оформляются в специальные бланки ответов.
Затем специалисты возвращаются в группы. Методист организует круглый стол, на котором специалисты сообщают о результатах работы на совещании. Организация круглого стола является  необходимым условием реализации одной из задач игры - формирования коммуникативных навыков общения. Партнерское взаимодействие, общение способствуют принятию правильных решений задач моделируемой ситуации, объединенных общей игровой целью. Экологи докладывают о климатогеографическом ландшафте местности, где будет располагаться лагерь, о диких и сельскохозяйственных животных, обитающих в данной местности; инфекционисты-паразитологи рассказывают о расселении вируса таежного энцефалита и его адаптации к разным видам переносчиков и огромному количеству разных видов природных резервуарных хозяев, о видах клещей, которые могут обитать в данной местности и о том, что заражение клещевым энцефалитом может произойти и при употреблении козьего молока, а так же продуктов, приготовленных из него; аллергологи-дерматологи – о кожных заболеваниях, вызываемых клещами и другими паукообразными. Методист (лидер) обсуждает учебный материал с каждым специалистом, выделяет главную и второстепенную информацию. Все группы выполняют общее задание, которое позволяет обобщить добытую информацию. 
4. Анализ и оценка результатов.
Каждая группа специалистов докладывает о результатах проведенной работы и обосновывает свое решение о возможности (или невозможности) расположения лагеря на данной территории и предполагаемых мерах профилактики.
Группа совместно с лидером принимает окончательное решение по месту расположения лагеря и организации профилактических мероприятий.
В заключение каждая из групп специалистов оценивает работу друг друга, что обеспечивает состязательный характер игры, дает возможность оценить роль и личностные качества игроков. Преподаватель подводит итоги игры, характеризует результативность работы каждой исследовательской группы, указывает на недостатки и подводит итоги игры. Работу лидера оценивает преподаватель по итогам обсуждений и выполнения общего задания.
Анализ знаний по данной теме в студенческих группах, где была проведена данная игра, показал более высокие результаты по сравнению с группами, где игра не проводилась. 
 
Список литературы
1. Белоногова Ю.В., Сигарева Л.Е. Деловая игра «Экологическая дифференциация человечества. Адаптивные типы людей» - инновация в преподавании экологии человека// Сб. трудов учебно-методической конференции «Инновации в современном медицинском образовании». – Саратов, 2010. – 3 с.
2. Дурнова Н.А., Романтеева Ю.В. Инновация в преподавании дисциплины фармакогнозия в форме деловой игры «Фармакогностический анализ лекарственного сырья, содержащего эфирные масла»// Сб. трудов учебно-методической конференции «Инновации в современном медицинском образовании». – Саратов, 2010. – 3 с.
3. Вербицкий А.А. Актуальное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод. Пособие. – М., Высшая школа, 1991. – 207 с.
4. Платов В.Я. Деловые игры, организация и проведение: Учебник. – М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
Последнее обновление ( 31.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99