Филиал ФГБОУ ВПО РГГУ в г. Кирове
«Я не отрицаю значение естественных наук, сам и не говорю,
что им не надо учиться, сам занимаюсь тем, что учу им,
но думаю, что на них не может быть основано воспитание»
В.И. Вернадский
Знакомство с биографией В.И. Вернадского позволяет понять значение самостоятельной мыслительной работы в становлении мировоззрения и методологии ученого. Значительную роль здесь играла библиотека (вуза, домашняя библиотека отца), занятия исследовательской деятельностью в научном кружке (СПб университета), социально направленная общественная деятельность (кружок «Братство», общество естествоиспытателей, земская деятельность, общество «Союз Освобождения», «Академический союз», политические партии). Работа в музеях, организация экскурсий. В целом – это компоненты дополнительного образования, которое чаще относят к понятиям «неформальное», «информальное». Через всю жизнь В.Вернадский прошел параллельно через «формальное» (научная и педагогическая работа в Университетах) и дополнительное образование. Они пересекались на решении вопросов выбора поведения человека и гражданина. Член Государственного Совета, он принял участие в решении судьбы России 1917 года. Он – основатель научного академического центра Украины (университеты, академия, библиотека). Роль человека в сохранении жизни планеты поставлена именно им, как гражданином Земли и Ученым XX века.
В настоящее время можно выделить три направления реализации его идей в системе дополнительного образования по форме и естественнонаучного по содержанию.
Первое – это деятельность общественных организаций по работе с детьми.
Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» создано пять лет назад по инициативе участников ежегодного конкурса - конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского под руководством А. В.Леонтовича (Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Лицей № 1553 «Лицей на Донской», Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET и др.). Конкурс 2013 года посвящен юбилею В.И. Вернадского, 20-летию конкурса и 50-летию создания ООД ТП «Исследователь». ООД творческих педагогов «Исследователь является официальным членом международной организации «MILSET Europe».
Целью конкурса представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития на основе процесса и результатов исследований естественнонаучного и гуманитарного образования. В связи с указанной целью обеспечиваются такие результаты как:
развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
*развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников; ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
Наблюдения показывают, что ежегодно участников конкурса привлекает лишь первая из задач. Вторая ярко выражена в первые годы проведения конкурса, юбилейные даты ученого. Тем не менее вторая задача имея значительный потенциал развития познавательного интереса, менее всего обозначена в работах детей. С одной стороны это объясняется уровнем научного мировоззрения руководителей исследовательских работ детей, особенно в системе дополнительного образования. С другой стороны доступность ресурсов сети Интернет не компенсирует наглядность информации, которая характерна для медиаматериалов музеев космонавтики и авиации, поэтому не стимулирует познавательную активность детей и молодежи, что снижает возможности воспитания на примере уникальной личности самого ученого, общей характеристики его научного наследия. Внесение специальных номинаций по изучению творчества плеяды русских ученых-космистов, естественных наук в виде учебного исследовательского сочинения не привлекает внимания ни взрослых, ни детей.
В то же время условия конкурса ориентируют молодежь на междисциплинарные исследования, характерные для В. И. Вернадского по двум направлениям: гуманитарные и естественнонаучные. К последним относятся:
Астрономия (Space Science) — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы, метеорология, климатология и др.
Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение и др.
Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
Зоология (Zoology) — изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.
Загрязнение сред обитания (Study of pollution) — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль
Медицина и Здоровье (Medicine and Health) — физиология человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена, изучение здорового образа жизни и др.
Микробиология, клеточная биология и физиология растений (Microbiology) —
бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.
На региональном уровне члены оргкомитета сочли уместным предложить и иные темы, такие как:
Экология человека (социальная экология, биоэтика, экоэкономика, экология и информационная безопасность)
Химия окружающей среды
Биохимия
Позитивным явлением следует считать и единство усилий научных руководителей вузов города и страны (привлекаются и зарубежные специалисты) в качестве рецензентов представленных результатов исследования и экспертизы очной презентации достижений, участие педагогического коллектива Центра детского творчества (как коллективного члена ООД «Исследователь») в качестве оргруководителя завершающего этапа конкурса и областной научной библиотеки, ресурсы которой используются как в процессе работы с источниками и литературой, так и в качестве эмоционального воздействия «храма» науки. (2 [ электронный ресурс])
Данный конкурс играет особую роль в виде общественной экспертизы достижений детей обычных учебных заведений, так и учреждений инновационного типа (лицеи, гимназии). Также можно обнаружить определенные тенденции в соответствии с возрастом участников.
Темы исследований можно классифицировать по направлениям:
1.Экологическое:
Для детей младшего школьного возраста характерно изучение состава, структуры «живого вещества». Реже представлены работы на установление причинно-следственных связей. Тем не менее имеются аналитические работы, определяющие влияние предметов и явлений природы на здоровье человека.
В подростковом возрасте доминируют темы, связанные с летними путешествиями, вызывающими удивление школьника , что позволяет приобщить к развитию сравнительно-исследовательских методов познания. Темы поведения различного типа животных, особенности произрастания растений, создания новых препаратов.
Для старшего школьного возраста характерны исследования, определяющие состояние проблем социума.
- состояние водоемов реки Вятки и ее притоков (интерес вызван качеством питьевой воды и проблемами с обеспечением населения). Из экспериментальной части видно, что авторы освоили методы количественного химического анализа, основы работы с дозиметрическим прибором, отработали навыки полевых гидрологических измерений. В своих выводах авторы пытаются установить связь между полученными экспериментальными данными и наличием по берегам рек конкретных производств. Одними из постоянных недочетов, которые указаны рецензентами, являются недостаточно четкое формирование критериев оценки и методологическое обоснование выбора методов.
- состояние продуктов питания (состояние смыва, состояние нитратов,
- состояние шума в городской черте (у школ, дошкольных учреждений, медицинских центров, центров отдыха и т.д.). Авторы разрабатывают образцы естественных средств снижения звуков.
- экологическое состояние СМС и их влияние на заболевания детей и взрослых
- экологическая оценка косметических средств, ит-средств.
Рецензенты отмечают наличие навыков работы со сложной современной техникой, освоение методики подготовки тканевых микропрепаратов. Среди положительных моментов – развитие компетенций в использовании статистических и математических методов обработки полученных результатов, широкое использование информационных технологий для презентации материалов, оформления стендовых докладов.
Темы естественнонаучного направления обычно выполнены под руководством представителей науки: преподавателей, аспирантов, но также специалистов-родственников. Все больше на выбор темы влияет и сама методика эксперимента. Так в течение пяти лет представлены работы на одну тему, но с использованием разных методик, а также есть одни и те же темы с одинаковыми методами исследования, но уважение к результатам достигается за счет сравнения данных в течение не менее пяти лет.
Приоритет в количестве участников и вариативности, качестве работ на протяжении многих лет удерживает Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук». С 2004 г. учреждение участвует во Всероссийских Чтениях юношеских работ им. В.И. Вернадского. В семи форумах приняли участие 15 лицеистов. Ими было получено 7 Дипломов лауреатов, 11 Дипломов участников и различных номинациях, 11 Грамот, подписка журнала «Химия и жизнь». (См. приложение). Участие лицеистов во Всероссийских Чтениях им. В.И. Вернадского ограничивается из-за высоких оргвзносов, хотя мы понимаем, что консультации исследователей через индивидуальные кабинеты по Интернету, рецензирование работ и организация самого мероприятия требует больших затрат. Вот уже в пятый раз лицеисты принимают участие в Региональном конкурсе, на который выходит команда лицея в составе более 40 человек, как и в предыдущие годы.
В проведении всероссийского «УРОКА ВЕРНАДСКОГО» в честь 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского участники регионального и общероссийского этапов станут организаторами уроков в классах и школах города и области.
2. Культурологическое
Наличие в городе и области уникального палеонтологического музея, геологического музея на базе центра детского творчества, музея природы обеспечивают ежегодно новые темы и имена участников. Тематика исследований связана с именами выдающихся писателей, ученых, политических деятелей в новом ракурсе освещения их судьбы и деятельности для потомков. Немало тем связано с охраной памятников исторического и культурного значения. В последние годы наблюдается интерес к сравнительным исследованиям в области истории личности, образования, регионалистики в целом и филологии. Это и сравнение содержания газет и журналов через сто лет, полярных оценок личности, вариативность перевода поэтических произведений. Существенное продвинулись в качестве работы учащихся связанные с герменевтикой в исследовании текста художественных произведений и научных статей.
Изменились и особенности организации конкурса. Все большее значение приобретает посредничество как особое явление. Привлечение сотрудников учреждений дополнительного образования и культуры в качестве руководителей, консультантов, экспертов, модераторов вызывает особое уважение к их труду и значимости самих учреждений.
Анализ тематики и состава участников позволяет делать вывод о вступлении в процесс организации исследований широкого слоя новых участников – пенсионеров, значительное число которых являются специалистами в области биосферы, химии, биологии, валеологии, биотехнологий и знакомы с ведущими понятиями теории В.И. Вернадского. В то время как педагогический состав учителей массовых школ и тем более, в системе дополнительного образования не имеют представления о термине «ноосфера» или обладают бытовыми представлениями о геохимии, биохимии, космологии, биосфере и атмосфере. Поэтому отмеченное В.И. Вернадским влияние сознания отдельной личности на мировые процессы, осмысление общих законов мировых процессов и явлений на данном этапе вызывает неоднозначную оценку и ставит вопрос о педагогическом просвещении.
Второе направление реализации идей В.И. Вернадского – Научное просвещение педагогов массовой школы и системы дополнительного образования. Сущность проблемы связана с влиянием специальной подготовки в системе высшего образования, поэтому налицо отсутствие у педагогов наличия целостной картины мира. Требования к результатам их деятельности также не имеют ничего общего с гармоничной картиной мира, явлениями коэволюции. Специфика системы дополнительного образования в том, что в ней работают часто и не педагоги, а творческие люди различных областей деятельности. Поэтому за последние 20 лет можно обнаружить определенный интерес отдельных небольших групп педагогов дополнительного образования к проблемам мироздания и поиска нового мировоззрения. Именно в данном сегменте общества происходит проникновение неформального и информального образования на примере личностного роста педагога дополнительного образования детей (ДОД). Однако практика показывает, что этот процесс идет вне сферы влияния администрации, а за счет групп влияния человека. Организация серии авторских семинаров в городе по теме «Ноосферное образование» (методология и методика Н.В. Масловой показала, что учителя - предметники отвергают новое по причине верности своим принципам и ценностям. Они предпочитают информационную насыщенность урока за счет доминирования роли учителя. В то время как им предлагается научно обоснованный вариант механизма переработки информации - биоадекватный метод мышления, основанный на эффективном использовании работы двух полушарий мозга и тем самым снижающий коэффициент неуспешности воспитанников. Трансляция знаний до сих пор находится в приоритете и тех педагогов ДОД, которые избирают вербальные методы занятий. В этом отношении мы можем согласиться с мнением В.И. Вернадского: «На этой будничной жизни строится и растет главным образом основная сторона человеческой мысли. Быстро исчезает человеческая личность… Вместе с тем Н.В. Маслова предложила систему целостной картины мира через понятия всеобщих законов социума, методы познания, основанные на законах холодинамики. Автор концепции отмечает, что ученые России приступили к изучению информационного единства природы-человека-общества и система образования может выполнить свою государствообразующую функцию, если будет следовать вектору эволюции науки (2,С.38). В настоящий момент система общего и дополнительного образования не изучает вектор науки , но это делают, прежде всего педагоги дополнительного образования.
Попытки привлечь педагогов массовой школы к научно-исследовательским методам предпринимает и другая международная организация, предлагая пять программ экологического образования. Но в России с 2002 года распространяется лишь одна - Эко-школа/Зеленый флаг. В рамках данной программы разработана технология «7 шагов». Она соответствует международному стандарту менеджмента качества экологического образования. Ее внедрение в различных регионах России также происходит прежде всего за счет дошкольного и дополнительного образования.
Следует обратить внимание на то, что с 2010 года в России развивается сектор социально-ориентированных некоммерческих организаций (НКО), который рассматривает дошкольное и дополнительное образование как свою сферу деятельности в решении социальных проблем. Развитие НКО в свою очередь расценивается как средство проявления гражданского общества и развитие социальной активности групп населения наряду с общественными организациями.
В.И. Вернадский отмечал, что каждая личность своим проникновением сознания в мировые процессы, своей волей становится одним из создателей ОБЩЕГО закона. Жизнь человечества все более усложняется и встает вопрос о том, кто создает эти ОБЩИЕ ЗАКОНЫ и это вопрос существования общества. Сможет ли группа, создающая общие законы изменить ненормальные условия жизни. «..обязанностью и делом простых русских граждан пытаться публично разбираться самостоятельно в сложных явлениях жизни… (1, С.144).
Третье направление реализации учения В.И. Вернадского в естественнонаучном дополнительном образовании – информальное образование взрослых. Расцвет его вызван разрушением картины мира у многих представителей различных слоев населения в процессе рождения РФ. В результате появилось несколько направлений поиска внутренней гармонии мира. За последние 20 лет нет единого средства просвещения и пропаганды общих явлений мира. Поэтому граждане различного возраста, профессиональной подготовки стремятся найти индиферентную группу не по интересам, а по мировоззрению, созданию или переосмыслению картины мира. Первоначально они искали себя в возрождении церкви, но не все нашли себе понимание. Естественнонаучное образование для взрослых позволяет им понять идеи через понимание близкой им природы и эзотерические, космологические картины как образы целостной картины мироздания. Можно выделить макрогруппу сторонников истории Древней Руси, неоязычества, для которых характерны поиски мыслеобразов, носителей знания «ведов» с опорой на археологические находки, обычаи в питании, одежде, правил общения с природой, устройстве семьи как информационных носителей особого знания. Данная группа опирается на миф величия РУСИ и нового прочтения русской истории с позиций познания природных явлений.
Среди ее состава немало представителей тех, кто увлекается астрологией, тренингами личностного роста, т.е. оказывают персональные услуги. Впитывая новые околонаучные знания, они используют их для подтверждения неких особых знаний мудромыслия, утраченных обществом.
Вторая группа проявляет интерес к космической картине мира, через осознание единства мира посредством достижений научной фантастики, идей русского космизма в литературе и искусстве. Центром интереса является роль человека в прошлом, настоящем и будущем обществе. Идеи Вернадского определяют путь поиска, но содержание поиска не всегда связано с его Учением. Его достижения служат средством доказательства особой области философии, техники и искусства космизма.
Группы также ищут обоснования выбора жизненного пути, но средствами социального и художественного прогнозирования, футуризма, мифологии нового общества. Данные группы по интересам имеют достаточно широкие связи между городами и между «учеными» особенно в период увеличения неопределенности перспектив развития будущего страны. Некоторые из них не сознавая того невольно втягиваются в вопросы практического проявления экуменизма и вызывают недовольство со стороны представителей различных конфессий.
Вместе с тем представители научного сообщества региона предпринимают попытки организации научного лектория на базе вузов, библиотек, культурно-просветительских центров. Проблемы космизма (Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский…и др.) как одного из вариантов органицизма привлекают внимание слушателей и организаторов лекториев, нередко организованных с привлечением коллег из столичных центров страны.
Список литературы:
1. Вернадский.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.- 224с.
2. Законы мира и образование (Сборник докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию). М.: Институт холодинамики, 2006.- 460с.
3. Результаты XVIII Всероссийских юношеских чтения им. В. И. Вернадского: буклет.- м., 2011.- 52с.
4. Рефлексия инновационной деятельности по формированию космического мировоззрения//Образ человека будущего: КОГО и КАК воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография/Под htl О.А. Базалука – К.: Кондор, 2011.- Т.1-328с (171-183)
5. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (18; 2011; Москва). Сборник исследовательских работ участников конкурса, Москва, 2011 / XVIII Всерос. юнош. чтения им. В.И. Вернадского, Москва, 2011 ; [Общерос. обществен. Движение творческих педагогов "Исследователь", Лицей № 1553 "Лицей на Донской", МГДД(Ю)Т]. - Москва : Зимородок : Центр исслед. технологий РЕДУ, 2011. - 666 с.
6. Соловьева М.Ф. The interrelation between libraries, non-profit organizations and public organizations in the system of lifelong educftion // Lifelongeducation: Continuous education for Sustainable Development proc. of IAEA coop.|arr.N.A. Lobanov. V.N. Skvortsov/leningr.St. Univ.n.a. A.S. Pushkin, Res.inst.Soc.-Econ. and Ped.Probl. of Lifelong ed.-Vol.8: parall.ed.-SPb.: LSU n.a. A.S. Pushkin, 2011.- 658 p. (464-466)
|