Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

К ПРОБЛЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать E-mail
Автор Сигарева Л.Е., Дурнова Н.А., Романтеева Ю.В., Синичкина О.В.   
16.02.2013 г.
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» (г. Саратов)
 
 
 
Главным объектом деятельности врача является человек – биосоциальный вид. Биосоциальная сущность Homo sapiens делает его особым явлением природы, но, в то же время, существом весьма противоречивым, способным совершать действия как минимум на подрыв своего здоровья и как максимум – на уничтожение как себе подобных, так и самого себя. Исходя из этого, становится понятной значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Студенты, изучая общетеоретические вопросы биологии, должны усвоить, что человек – существо животного происхождения, и те сложные структуры, с которыми имеет дело врач, являются результатом длительного процесса развития его предков. Только на основе филогенеза врач правильно может понять происхождение ряда аномалий развития, резервные возможности (регенерацию) органов, наиболее рациональные пути устранения дефектов.
Для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов. Человеческие сообщества создают для себя среду обитания, освобождаясь тем самым от естественного отбора, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Сохраняет свое значение и мутационный процесс как источник генетической изменчивости и причина наследственных заболеваний человека. Для решения проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, возрастающими факторами риска для здоровья людей, нужны экологически и профессионально грамотные врачи. На фоне возросшего техногенного прессинга на природную среду и здоровье человека все возрастающее значение приобретает система всеобщего экологического образования, формирования экологической культуры.
Как известно, основы воспитания и формирования творчески активного человека в будущей профессии закладываются в студенческие годы. Студенты первого курса не в полной мере понимают значимость фундаментальных знаний биологии для будущей специальности. С целью совершенствования качества профессионального обучения, активации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения биологии преподавателями кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники проводится работа по следующим основным направлениям:
1) четкая организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
2) внедрение в учебный процесс клинической мотивации;
3) оптимизация познавательного интереса у студентов путем внедрения в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий;
4) совершенствование рейтинговой системы контроля знаний студентов.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это многообразные виды индивидуальной деятельности студентов, которые в соответствии с государственными стандартами должны составлять не менее 60% учебного времени (очная форма обучения). Основная цель СРС – освоение в полном объеме основной образовательной программы по дисциплине и выработка навыков эффективной самостоятельной деятельности на уровне мировых стандартов. СРС должна постепенно усложняться от занятия к занятию, от курса к курсу и наращивать свой удельный вес в организации всего учебного процесса. 
СРС делится на два вида – внеаудиторная и аудиторная. Внеаудиторная работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но обязательно планируется и имеет учебно-методическое обеспечение. Внеаудиторная работа предусматривает:
1. Самостоятельное изучение части теоретического материала учебной дисциплины, отраженной в программе курса и экзаменационных вопросах, но не рассматриваемых в ходе лекций и практических занятий.
2. Подготовка к практическим занятиям и выполнение заданий внеаудиторной работы из учебно-методических пособий, разработанных сотрудниками кафедры по всем разделам курса биологии.
3. Индивидуальные творческие задания – написание рефератов, подготовка к деловым играм, сбор информации с помощью информационных систем интернета и т.п.
Аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя и предусматривает выполнение как типовых, так и заданий повышенной сложности, решение ситуационных задач.
Успешность учебной деятельности студентов во многом определяется наличием для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов положительной мотивации в обучении. В учебно-методических пособиях по каждой теме занятия указаны цель, уровень усвоения материала и практическая значимость с учетом будущей медицинской специализации. Каждому заданию предшествует теоретическая информация, изложенная с учетом современных данных по изучаемому разделу биологии, доступность и научность изложения которой позволяет студентам лучше сориентироваться в материале и понять значимость его отдельных элементов для будущей профессии врача. 
Внедрение в обучение элементов проблемного преподавания - решение биологических ситуационных задач с элементами медицинской тематики - позволяет с первого курса знакомить студентов с медицинской терминологией, понять механизмы возникновения и профилактики эндогенных и экзогенных заболеваний человека, дает некоторые основы клинической и лабораторной диагностики, т.е. закладывает элементы медицинского мировоззрения на основе базовых знаний по биологии. 
На кафедре работает студенческий научный кружок (СНК), где студенты под руководством преподавателей ведут научно-исследовательскую работу. Собственным исследованиям предшествует поисковая работа для получения информации о состоянии заинтересовавшей проблемы в научном мире на сегодняшний день. Результаты исследований студенты докладывают заседаниях СНК, студенческих научных региональных и всероссийских конференциях с международным участием. 
В целях более качественного изучения дисциплины, развития самостоятельности мышления и умения использовать базовые теоретические знания на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности часть занятий (не менее 5% от аудиторных занятий) проводится в интерактивной форме. Дидактические цели интерактивных форм в учебном процессе – это углубление и закрепление информации, проверка и оценка знаний, повторение пройденного материала, обучение умениям применять полученные знания на практике, сообщение новой информации. 
Например, занятия в форме ролевой игры проводятся, как правило, после изучения определенного раздела учебного материала. Студенческая группа разбивается на команды, перед каждой командой ставится определенная цель, распределяются обязанности между членами команды, выбирается лидер. Функциональные обязанности лидера – представление общего решения. Далее ставятся задачи и дается необходимая информация. Получив определенный блок информации, студенты активно обсуждают между собой как необходимо выполнить полученные задания, нужны ли дополнительные сведения, консультации специалистов (преподаватель). Приняв согласованное решение, студенты оформляют ответы (в виде таблиц, решения ситуационных задач, анализа и составления родословных, кариотипического анализа метафазной пластинки, идентификации микропрепаратов и т. п.), делают обоснованные заключения по решаемой проблеме и лидер группы сообщает результаты преподавателю, который сравнивает их с эталонами ответов и оценивает.
Разработка сценария игры, подготовка блоков информации для команд, подготовка и участие в игре студентов – это непростой и творческий процесс и для студентов и для преподавателей. Мы предлагаем в качестве примера сценарий ролевой игры по теме «Методы генетики человека. Генеалогический метод. Понятие о медико-генетическом консультировании». Генеалогический метод является обязательным методом медико-генетического консультирования и позволяет решать следующие задачи: является ли анализируемая болезнь (признак) наследственной; по какому типу она наследуется; определить генотипы членов семьи, выявить облигатных и факультативных гетерозиготных носителей рецессивного мутантного гена; вычислить (риск) вероятность рождения больного ребенка в данной семье.
Подготовка к игре. Студенты должны повторить материал, касающийся типов моногенного и особенностей полигенного наследования признаков, форм и основных механизмов изменчивости, изучить материал по методам генетики человека, подготовить новый материал для сообщений.
Процесс игры. Выполнение заданий (блок информации – задание для одной команды).
Блок информации 1. Составление родословных по данным анамнеза и определение типа наследования ихтиоза в разных семьях.
Ихтиоз – заболевание кожи. Описано несколько клинических форм ихтиоза, наследуемых по А-Р, А-Д и Х-Р типам. Составьте родословные трех семей в соответствии с ниже приведенными легендами. Определите тип наследования ихтиоза в каждой семье. Напишите генотипы больных членов семьи. Определите, кто из членов семьи является облигатной/факультативной гетерозиготой.
Задание 1. (легенда семьи 1) Здоровый мужчина женился на своей двоюродной здоровой сестре, у них родились три девочки, две старшие – близнецы, у одной из них развился ихтиоз. Родители мужа и жены здоровы. Женщина беременна и хочет знать, какой ребенок (больной или здоровый) у неё родится. Объясните, почему одна девочка из близнецов здорова, а у другой ихтиоз.
Задание 2 (легенда семьи 2). Жена здорова (здоровы и ее родители), у мужа ихтиоз. Родители мужа – отец здоров, у матери ихтиоз. Из троих детей  в этой семье дочь и старший сын здоровы, однако, у младшего сына ихтиоз. Старший сын (пробанд) женится и его волнует вопрос, будут ли  его дети больны ихтиозом. Его будущая жена и все её родственники здоровы, т.е. больных ихтиозом в их роду не было.
Задание 3 (легенда семьи 3). В семье жена здорова (здоровы ее родители и прародители). У мужа на конечностях обнаружены признаки ихтиоза, его мать и сестра здоровы, у брата и дедушки по линии матери ихтиоз. Дочь и сын в этой семье здоровы. Дочь выходит замуж (ее жених здоров) и обеспокоена возможностью развития у ее будущих детей  ихтиоза.
Блок информации 2. 
Задание 1 (Анализ и составление родословных для заболеваний с А-Д типом наследования). Причины рождения больных детей при А-Д типе наследования патологии могут быть разные: 1) унаследованные болезни от родственников, 2) в результате новых (спонтанных) мутаций в гаметах здоровых родителей.
На рисунке приведена родословная семьи, в которой есть больные ахондроплазией (непропорциональная карликовость). Объясните, почему больная III3, несмотря на то, что в предыдущих двух поколениях все родственники были здоровы. Напишите генотипы III3, III4, IV3, IV4. Чему равна вероятность рождения больных детей у IV1 и IV4, если их брачные партнеры здоровы. Напишите генетические схемы браков IV1 и IV4.
 
Image
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. Родословная семьи, имеющей больных ахондроплазией

Задание 2. На консультацию направлена беременная мужским плодом молодая здоровая женщина (пробанд). Ее волнует вопрос, есть ли риск повторного рождения у нее больного ребенка. Ее первый ребенок (сын 5 лет) болен с. Марфана (ген в 15q21). Диагноз поставлен на основании клинической картины: длинные «паучьи» пальцы, гиперподвижность суставов, близорукость, голубые склеры. У беременной женщины голубые склеры и незначительная близорукость. Ее родители: отец здоров, здоровы его родители и другие родственники. У матери слабо выражен сколиоз и близорукость. У отца матери пробанда эмфизема легких, близорукость, отслойка сетчатки. Супруг беременной женщины и его родственники здоровы.
Нарисуйте родословную пробанда. Определите тип наследования с. Марфана, генотипы больных членов семьи пробанда. Напишите генетическую схему брака пробанда и вычислите риск рождения больного ребенка. Объясните разную клиническую картину с. Марфана у всех больных данной семьи.
В конце игры проводится обсуждение результатов игры и анализ допущенных командами ошибок.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов СГМУ осуществляется на основе рейтинговой системы. Рейтинговая система, как известно, направлена на повышение объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и является одним из важных инструментов управления учебно-воспитательным процессом в вузе. Оценка качества учебной работы в условиях рейтинговой системы носит накопительный характер. Главная задача рейтинговой системы – стимулирование регулярной самостоятельности учебной работы студентов в течение всего учебного года. Формой подсчета баллов рейтинга успеваемости на нашей кафедре был выбран вариант, включающий текущий контроль и промежуточную аттестацию (таблица).
 
 Таблица

Рейтинговый контроль знаний студентов

Форма промежуточной аттестации

Количество баллов

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Сумма баллов

тестирование

собеседование

Экзамен

60

10

30

100

                

Текущий контроль оценивается по сумме баллов, которую студент набирает на каждой контрольной токе. Число баллов на контрольной точке складывается из трех оценок, полученных студентом за знания теоретического материала, практические навыки и результата тестирования. Минимальное количество баллов составляет 10, максимальное – 15. В конце года баллы, полученные на четырех контрольных точках, суммируются. Промежуточная аттестация складывается из баллов за предэкзаменационное тестирование и собеседование на экзамене. Перевод рейтинговых баллов в общую оценку успеваемости по дисциплине проводится согласно следующим критериям: 100-86 баллов – 5 (отлично), 85-71 балл – 4 (хорошо), 70-51 балл – 3 (удовлетворительно), 50-0 балл – 2 (неудовлетворительно).
В целом рейтинговая система контроля успеваемости повышает мотивацию у студентов к максимально полному освоению образовательной программы.

Последнее обновление ( 31.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99