ГУ СОШ №9 акимата города Экибастуза, г. Экибастуз
Инновационный Евразийский Университет, г. Павлодар
Современный период развития любого цивилизованного общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь. В этой связи одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная информатизация школы.
Настоящая работа посвящена описанию одной модели информатизации образовательного учреждения, реализованной в школе №9 г. Экибастуза.
Реализуемая модель информационной среды действует в обычной образовательной школе, она построена на основе принципа открытой архитектуры. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности [1]. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета “Информатика”, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. И все это в условиях конкурентности школ для привлечения учеников и конкурентности среди коллег внутри коллектива. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет [2].
Реализация процесса комплексной информатизации школы осуществлялось и осуществляется в рамках разработанных и утвержденных городским отделом образования программ
В настоящее время накоплен значительный опыт использования двух компьютерных классов в обучении не только информатике, но и другим предметным дисциплинам, в работе внеклассного периода - школьных студий.
Большой размах получили работы по участию школы в дистанционных проектах как на региональном, республиканском, так и международном уровне.
Учащиеся школы № 9 дополнительно изучают 4 предмета по углубленной программе: математику, физику, русский язык, казахский язык. Однако в последующем наступает резкое повышение мотивации школьника к освоению информационных технологий, самостоятельной и индивидуальной работе. И как следствие этого достигается успех в изучении других школьных дисциплин, который был обнаружен при анализе успеваемости обычных и классов и с углубленным изучением предметов. Этот вывод подтвержден путем опроса учителей ведущих занятия в этих классах.
Провести комплекс мероприятий по включению школы в образовательные дистанционные проекты (учащихся, учителей, родителей) позволяют созданные условия комплексной информационной среды, а также наработанные методики использования компьютерных технологий в учебном процессе. Одним из направлений такой работы является построение школьного курса информатики с использованием метода проектов [5]. Именно на уроках информатики в рамках проектной деятельности учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными полезными задачами с использованием информационных технологий, которые так необходимы для успешного дистанционного обучения и участия в Международных, региональных телекоммуникационных проектах.
Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования через деятельность в дистанционных проектах. А это вынуждает ребят качественно осваивать школьный предмет “Информатика”, быть успешными в дополнительном образовании различного уровня организации. Например, большую популярность среди учащихся имеет школьная видеостудия. Создание видеофильма на сегодня - это использование современных компьютерных технологий во внеклассной работе с учащимися, получение ребятами начальных навыков в современной профессии. Администрация школы использует видеофильмы при проведении педсоветов, семинаров, при участии в конкурсах, проектах различного уровня.
Обобщая накопленный школой опыт по реализации выбранной модели информатизации можно сделать следующие выводы.
1. Информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин.
2. Информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы.
3. Информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Список литературы
Бойко Г.М., Дубровская Е.Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Павлодар, 2010. С. 124-128.
Иматуллина Г.К., Мустафин А.Т. Программа информатизации школы // Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы III Международной научно-методической конференции. Москва. 2011. С.131-133.
Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, 2012г.
|