Инновационный Евразийский Университет ( г.Павлодар),
КГУ Школа-гимназия №35 (г. Экибастуз)
КГУ СОШ№33 (г. Экибастуз)
В процессе обучения и в воспитательной работе систематически использую современные образовательные технологии, что способствует эффективному решению образовательных задач, повышению качества обученности.
Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог. Он предполагает культурологический подход, как основу для интеграции знаний из области философии, культуры, литературы… Счастье, жизнь и смерть, любовь и дружба, поиски смысла жизни, воля и своеволие, Родина – все это литература. Здесь и духовная встреча, и сопереживание, и диалог, внешний и внутренний, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника является технология проблемного обучения с элементами ИКТ.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даются задания исследовательского характера:
- проанализировать, как в рассказе передается течение времени;
- сопоставить звуки и краски;
-выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль молодых людей в раскрытии основной мысли рассказа?
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
-Использование готовых ЦОР
-Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
-Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, созданное в рамках проекта "Информатизация системы образования", оказывает помощь в подготовке к урокам. Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных к использованию в школах Казахстана и России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого руководителем школьного методического совета, 100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты балетов, спектаклей, фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.
В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
• вызов,
• смысловая стадия,
• рефлексия
Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.
Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом. На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.
В своей работе опираюсь на развивающее обучение Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В технологии развивающего обучения осуществляется отбор содержания обучения. К примеру, единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы. Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи. Таким образом, происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Главная цель в преподавании литературы - развитие художественного сознания детей (эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеалы).
Тестовые технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ЕНТГЭ, по русскому языку в новой форме. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе: 2008 год - при 91% обученности качество составило 50%; 2009 год – при 100% обученности качество составило 50%; 2010 год – при 100% обученности качество составило 80%. Результаты ЕНТпо русскому языку в 2010 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 66.
Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения. Во-первых, уже сам кабинет должен настраивать на рабочий лад: чистота, свежий воздух, подготовленное рабочее место ученика. Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не может превышать 10 минут. Смену видов учебной деятельности следует производить не позже чем через 7-10 минут. Обязательное количество видов преподавания—не менее трёх, они должны чередоваться не позже чем через 10-15 минут. Учащимся следует предоставлять возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями). Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка, соревновательный момент…); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу). Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась по сравнению с предыдущим учебным годом снижения утомляемости и перегрузки учащихся на 5%, улучшения посещаемости учащимися занятий на 3%. Показатель о социально-психологическом здоровье моего класса также улучшился по сравнению с предыдущим годом: «состояние здоровья» в 2008-2009 учебном году – 0,93, в 2009-2010 учебном году – 0,96; «психологическое благополучие» - 0,956 в 2008-2009 учебном году, в 2009-2010 учебном году – 0,978.
Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» использована как на уроках литературы, так и на уроках музыки). Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
|