Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МКХ

Печать E-mail
Автор Фролова Т. Г.   
19.02.2012 г.
МБОУ «СОШ №76»  (г. Ульяновск)


Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры. Здесь, одним из наиболее интересных, объемных и значимых является интегрированный курс “Мировая художественная культура”, который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи [Инновационные модели…,1994; Василевская, 1996].
Во многих образовательных учреждениях, в частности учреждениях СОУ на изучение МХК отводится ограниченное количество часов – 34, а стандарты никто не менял. Приходится мобилизовать все силы, возможности, способности как свои, так и учащихся, чтобы за это короткое время выполнить программу [Ойстрах, Демидова, 2001].
На  наш взгляд,  лучший  эффект  при  изучении  материала  курса МХК  достигается  при  использовании  активных  форм  обучения. 
Экспериментальные данные свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%. В связи с этим напрашивается вывод, что усвоение учебного материала не должно быть пассивным, необходимо обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся [Пережикина, 1982].
При традиционном обучении педагог  исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При  использовании  активных форм обучения  педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом. В идеале, учитель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Сегодня существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Чаще всего используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. 
К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, коллективно-мыслительную деятельность. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные [Пешикова, 2002].
В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру. Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения учащихся  в их активном творческом процессе. Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». Говорить о моде Средневековья в целом можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать учащихся  на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д. [Гузик, 2002].
Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию
Вариантов проведения таких игр может быть множество: редактор литературного альманаха, режиссёр театра, ведущий музыкальной передачи и т.д.
Изучение дисциплины в целом завершается коллективным творческим делом – театрализованным представлением «Эпоха», где учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. 
Группа учащихся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини-спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, нравственной, художественной и т.д.). Форма театрализованное представление, конечно, требует костюмы и декорации, которые также должны соответствовать эпохе. Подготовка таких представлений – процесс трудоёмкий и для преподавателя, и для учащихся, но «искусство требует жертв». 
Так же к активным формам обучения  можно  отнести – коммуникативно-групповые методы обучения, которые предполагают разнообразные формы и виды работы.
Вот самые эффективные из них.
Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. Очень эффективен урок – репортаж. Урок-игра, о которой была речь выше.
 Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее самостоятельно по заданию  учителя. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию [Химик, 1992].
Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, интернет. Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных связей и надпредметных понятий.
Несомненно, огромным подспорьем в процессе изучения курса становится использование информационных  технологий [Химик, 1992].
Использование таких технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится повышение  уровня  знаний у учащихся и создание возможностей для реализации  творческого  потенциала личности.
Сегодня в учебном процессе активно используются  следующие технологии обучения: 
информационные – использующие компьютер в качестве средства обучения, 
мультимедийные – при которых компьютер является вспомогательным инструментом, 
медийные – предполагающие привлечение аудио и визуальных средств.
Медиаресурсы, несомненно, предлагают множество интереснейшего материала, который может использовать при подготовке к уроку и учитель и ученик. Это дает одновременно огромные возможности, но и создает определенные сложности: главная из которых –  выбрать необходимый объем материала и грамотно скомпоновать его для проведения урока.
Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.
В итоге хотелось бы обратить внимание учителей, ведущих или готовящихся вести предмет на то, что Мировая художественная культура – это не просто передача информации, коммуникация, а «диалог культур» и «диалог эпох». Главное на уроке – общение учителя и учеников через произведения искусства.
Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения [Человек в мире прекрасного,1996].
К сожалению, учителя часто забывают о том, что предметы – это не знаниевые предметы, а развивающие. Знания, умения, навыки - это средство, а не цель занятий на уроках по искусству. Целью же является  духовное развитие личности ученика.
Воспитать – это не значит только дать ряд механических сведений. «Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества”. (Н. К. Рерих) [Емхонова,1998].

ЛИТЕРАТУРА
1. Василевская Л., Дивненко О. Мировая художественная культура. М.,1996.
2. Гузик  М. И.  Учебный путеводитель по художественной культуре России. М.: Просвещение, 2002.
3. Емохонова Л. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
5. Ойстрах, О. Г. Демидова Т.Л. Мировая художественная культура: мате¬риалы  для учителя  МХК. М., 2001.
6. Пережикина Г. Искусство смотреть и видеть. М., 1982.
7. Пешикова, Л. В. Методика преподавания МХК в школе. М., 2002.
8. Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1992.
9. Человек в мире прекрасного / Под ред. Табачникова Б.Я. Воронеж, 1996.
Последнее обновление ( 03.03.2012 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99